Вопрос о том, как регулировать технологических гигантов, стоял на повестке дня большинства стран мира, но, согласно новому отчету, Европа испытывает трудности с ответом на него.
Европейский Союз работал над своими планами несколько лет, и, казалось, достиг некоторого консенсуса в прошлом году — это должно было ограничить полномочия Apple в отношении App Store, а также могло бы наложить ограничения на ее способность приобретать компании.
Однако, как сообщает Financial Times, рамочное соглашение, похоже, разваливается, поскольку между правыми и левыми возникают споры о масштабах необходимых антимонопольных мер:
В прошлом году ЕС представил радикальный план технологического регулирования, который возложил бы обременительные обязанности на такие компании, как Google, Facebook и Amazon, по очистке своих платформ и обеспечению справедливой конкуренции.
Но с тех пор пакет мер увяз в Европейском парламенте, и теперь существует риск, что он будет размыт и сильно отложен. В Брюсселе даже опасаются, что новые правила не будут введены до того, как Маргрете Вестагер, глава Еврокомиссии по конкуренции и цифровой политике, покинет свой пост через три года.
«Казалось, что мы договорились, но это не так… совсем. Мы далеки от общей позиции по этому вопросу», — с досадой заявила немецкий депутат Европарламента Эвелин Гебхардт во время прошлогодних дебатов.
Теперь есть опасения, что любое наконец согласованное вмешательство может быть слишком запоздалым, чтобы оказаться эффективным.
Медленный прогресс также дает Big Tech больше времени для полного захвата ключевых секторов экономики. «Если мы будем ждать слишком долго, некоторые рынки уже нельзя будет исправить. Речь идет о защите потребителей и малых компаний в Европе. Нам нужно сделать это как можно скорее», — сказал один из людей, непосредственно участвовавших в парламентских дебатах.
Предлагаемый законопроект, который, скорее всего, затронет Apple, — это Закон о цифровых рынках (DMA). Он призван ограничить полномочия так называемых «привратников», управляющих доминирующими онлайн-платформами. В случае с Apple речь идет об App Store, как мы уже рассказывали.
Apple утверждает, что не занимает доминирующего положения на этом рынке, поскольку считает релевантным рынком либо «смартфоны», либо «приложения». Поскольку компания занимает меньшую долю рынка смартфонов в большинстве стран, где она работает, она считает, что ее нельзя рассматривать как имеющую доминирующее положение.
Регуляторы конкуренции, как правило, считают, что релевантным рынком являются «приложения для iOS», и здесь Apple имеет 100% монополию на их продажу и распространение. За редкими исключениями, у разработчиков нет способа вывести приложение для iOS на рынок, не продавая его через App Store.
Компании, такие как Epic Games, утверждают, что им должно быть разрешено продавать покупки внутри приложений без того, чтобы Apple брала процент с их доходов. Аргумент заключается в том, что Apple наносит ущерб разработчикам, забирая часть их дохода, и потребителям, заставляя разработчиков устанавливать более высокие цены, чтобы компенсировать долю Apple. Apple, в свою очередь, заявляет, что для компании совершенно нормально брать процент с продаж, которые она облегчает.
Технологических гигантов также могут обязать предоставлять доказательства того, что предлагаемые приобретения не будут антиконкурентными.
Основное разногласие заключается в том, насколько далеко зайти. Некоторые готовы принять меры, которые повлияют только на очень крупные компании, в то время как другие хотят более широких правил, призванных гарантировать, что растущие компании также должны соблюдать более строгие правила. Но есть разногласия и по другим вопросам, например, следует ли разрешать технологическим компаниям обмениваться данными между сервисами (например, Google и YouTube), и сколько свободы должны иметь отдельные члены ЕС для принятия законов, специфичных для их стран.