Возможно, дизайнерский кризис — это именно то, что нужно Apple

Уход Алана Дайе в Meta и оставшаяся после него опустошенная дизайнерская команда предоставляют его преемнику, Стивену Лемею, редкую возможность восстановить культуру дизайна компании изнутри.

Немного контекста

У Джонни Айва был выдающийся срок службы в Apple, и я люблю этого человека. Но я думаю, что справедливо предположить, что его лучшие идеи и решения в качестве руководителя отдела дизайна компании были не совсем теми, которые были задуманы в последние годы его пребывания в Купертино.

Тем не менее, хотя Айв почитается за культовые дизайны бесчисленных продуктов Apple, возможно, одной из его самых недооцененных работ в компании было создание сплоченной основной команды дизайнеров и сильное чувство культуры.

Годами под его руководством, и особенно после того, как он унаследовал обязанности по человеческому интерфейсу после изгнания Скотта Форсталла, группа оставалась на удивление стабильной, почти без значительных уходов в течение многих лет.

Когда Айв ушел в 2019 году, казалось, что он оставил после себя хорошо отлаженный механизм: руководителями аппаратного (Эванс Хэнки) и программного (Алан Дайе) дизайна стали давние сотрудники.

Сначала казалось, что у них достаточно огня и смелости, чтобы быстро отменить некоторые предыдущие решения их босса, и общий дизайн Apple улучшился благодаря этому.

Но затем все быстро пошло наперекосяк, начиная с ухода Эванс Хэнки в 2022 году. Поскольку у Apple не было никого готового занять ее место, компания просто упразднила ее должность и передала ее обязанности тогдашнему главному операционному директору Джеффу Уильямсу.

Чтобы сделать ситуацию еще более сюрреалистичной, Apple объявила, что ее «команда дизайнеров (…) перейдет под прямое руководство Кука после ухода Уильямса в конце года», что он только что сделал.

В последующие годы Apple продолжала терять таланты в области аппаратного дизайна, включая Танга Тана, который в настоящее время работает вместе с Хэнки (и многими другими бывшими дизайнерами Apple) в группе продуктов io Айва в OpenAI.

И совсем недавно Bloomberg сообщил, что дизайнерская команда Apple теряет дизайнеров «направо и налево» в OpenAI, всего через несколько дней после сообщения о том, что Абидур Чоудхури, который представил и помог разработать iPhone Air, ушел в стартап, занимающийся ИИ.

Да, но это все про аппаратное обеспечение. А что насчет Дайе?

Что касается дизайна программного обеспечения, то в Apple не было много громких уходов, потому что, честно говоря, у нее не было много громких дизайнеров в течение многих лет. И, как отметил вчера Джон Грубер, это в определенной степени сделано намеренно (игра слов).

«Заменитель Дайе в Apple — давний дизайнер Apple Стивен Лемей. Я никогда не встречал Лемея (или, по крайней мере, не могу вспомнить, чтобы встречал его), и до сегодняшнего дня никогда много о нем не слышал. Но это типично для сотрудников Apple. Часть работы в Apple — оставаться в тени и вне поля зрения общественности».

Стоит уточнить, что в Apple есть *отличные* дизайнеры программного обеспечения и пользовательского интерфейса, хотя и под сомнительным руководством. И, если быть честным, мне Liquid Glass нравится не так сильно, как, кажется, общее мнение (особенно в Интернете) о нем.

Но я чувствую, что общий дизайн пользовательского интерфейса Apple неуклонно движется назад в течение более длительного периода, чем это было бы приемлемо в любой другой момент истории компании.

Только за последние несколько лет, под руководством Дайе, пользователи Mac были вынуждены терпеть катастрофическое обновление системных настроек, в то время как пользователи всех платформ Apple вынуждены мириться с уловкой с многоточием, которая стала обычным явным признаком неуверенности компании в том, что делать с базовыми элементами интерфейса.

Добавьте к этому растущую несогласованность между платформами, запутанную иерархию, постоянное ощущение незавершенной работы, и этот список может продолжаться довольно долго.

В конце концов, уход Дайе кажется менее неожиданным (или хлопком дверью, как ему кажется, не осознавая, что он на самом деле держит банан), и более логичным продолжением многолетнего саморазрушения, которое разъедало общую дизайнерскую практику Apple.

Но это также окончательно знаменует конец эры пост-Айва в Apple, особенно если учесть, что Стивен Лемей работает с 1999 года.

Было бы глупо ожидать, что Лемей внесет какие-либо смелые изменения в дизайн Apple в ближайшие пару лет. На самом деле, это было бы невозможно.

Культура дизайна Apple находится в полном беспорядке, уходят сотрудники, аппаратное и программное обеспечение разошлись, и правда в том, что дизайн просто потерял тот вес и страсть, которые когда-то имел внутри компании. Apple по-прежнему много говорит об этом, конечно, но это лишь подчеркивает, как многое из этого было утеряно за эти годы.

Тем не менее, назначение Лемея *действительно* символизирует то, чего у Apple не было уже очень давно: подлинное обновление, ничем не отличающееся от того, через которое компания проходила, когда он впервые присоединился.

И, честно говоря, у меня нет иллюзий, что Лемей может стать следующим Айвом, но именно в этом и заключается суть. Я надеюсь, что он им не станет. Пришло время двигаться дальше и, как сказал кто-то, понять, что будет дальше.

Скидки на аксессуары на Amazon