
Возможно, существует иной взгляд на то, что может произойти с высшим руководством Apple в ближайшие несколько лет.
Немного контекста
Несколько месяцев назад Spotify объявил, что Дэниел Эк, основатель и генеральный директор компании, покинет свой пост в январе. Он станет исполнительным председателем совета директоров Spotify, а на его место придут со-генеральные директора Алекс Норстрём и Густав Сёдерстрём.
Интересно, что объявление Spotify последовало всего через неделю после того, как Oracle объявил, что многолетний генеральный директор Сафра Катц будет заменена со-генеральными директорами Клэем Магоурком и Майком Сицилией, что является второй попыткой компании использовать стратегию двойного генерального директора.
Хотя это и нечасто, модель с двумя генеральными директорами далеко не нова. В последние годы, пожалуй, самым известным примером был Netflix, где Тед Сарандос и Грег Питерс занимают пост со-генеральных директоров с 2023 года.
Когда компании решают выбрать путь двойного руководства, каждому генеральному директору поручается очень специфический набор обязанностей.
В Netflix Сарандос отвечает за контент компании и другие сферы, ориентированные на рынок, такие как маркетинг и коммуникации, в то время как Питерс руководит продуктом, технологиями и другими операционными функциями.
В Oracle Магоурк будет руководить облачной инфраструктурой и платформой, в то время как Сицилия сосредоточится на отраслевых приложениях и других продуктах, ориентированных на бизнес.
В Spotify Сёдерстрём будет заниматься продуктом и технологиями, в то время как Норстрём сосредоточится на коммерческой стороне, включая подписки, рекламу и более широкие бизнес-операции.
Это далеко не единственные технологические компании, которые экспериментировали с моделью двойного генерального директора. Atlassian, Salesforce, SAP и Workday также имели или имеют со-генеральных директоров с похожими распределениями ответственности.
Возможно, то, что позволяет компаниям экспериментировать с ролью генерального директора, — это тот факт, что, по сути, должность «генеральный директор» юридически не обязательна, по крайней мере, в большинстве юрисдикций.
В США, особенно для публичных компаний, закон требует раскрытия информации о главном исполнительном директоре компании (а также о главном финансовом и бухгалтерском директоре), но он не требует, чтобы главный руководитель носил титул «генеральный директор». Важно, чтобы должностное лицо выполняло руководящую функцию и делались соответствующие раскрытия.
Конечно, но какое отношение это имеет к Apple?
В 2021 году, комментируя свое первое десятилетие на посту генерального директора Apple, Кук сказал журналистке Каре Суишер, что он «вероятно, не» будет генеральным директором компании еще 10 лет.
С тех пор недостатка в спекуляциях, сообщениях и откровенных желаниях относительно планов преемственности Apple не наблюдалось.
И для протокола, вся эта статья также является спекулятивным упражнением, чисто для аргументации. Без всяких суждений.
Но вот в чем дело: многое произошло, и многое изменилось с момента того интервью 2021 года. Главное среди них — второй срок Трампа и отношения Apple с ним.
И поскольку старший вице-президент Apple по аппаратному обеспечению Джон Тернус все чаще рассматривается как главный претендент на роль преемника Тима Кука, мы, возможно, придаем слишком большое значение этому одному слову, когда говорим об этом шаге.
Учитывая недавние и все более частые выступления Кука вместе с президентом Трампом в Белом доме и по всему миру, маловероятно, что он просто передаст эстафету Тернусу и уйдет.
Во-первых, потому что, даже если (или когда) он фактически уйдет с поста генерального директора, наиболее вероятным и очевидным путем для него будет стать исполнительным председателем совета директоров Apple. При нормальных условиях это обычно является стандартной и одобренной Уолл-стрит моделью преемственности для таких компаний, как Apple.
Во-вторых, потому что, ну, Apple *не* находится в нормальных условиях. Какими бы ни были лидерские и переговорные навыки Тернуса, видите ли вы, чтобы Трамп уступал новому парню в чем-либо? Крайне маловероятно, что он внезапно отнесется к Тернусу как к равному Куку только потому, что его должность называется «генеральный директор», и Кук, вероятно, болезненно осведомлен об этом.
Трамп явно комфортно общается с Куком. На официальных мероприятиях он использует любую возможность, чтобы упомянуть его имя или подчеркнуть, что Кук присутствует в зале. И что еще важнее, Трамп знает, как присутствие Кука выглядит на камеру, даже среди других генеральных директоров технологических компаний.
Общая структура, когда и Кук, и Тернус занимают должность генерального директора, может оказаться той «золотой серединой», которая нужна Apple в ближайшие несколько лет. Тернус будет управлять Apple внутри компании, координируя действия с Куком, который будет заниматься государственными вопросами.
Будет ли это потенциально сложным соглашением для Тернуса? Абсолютно. Во-первых, потому что это может быть воспринято как недостаток доверия к нему. Во-вторых, потому что насколько свободным он на самом деле будет руководить Apple в новом направлении, если человек, установивший текущее направление, все еще будет рядом с точно таким же титулом, даже если только по названию?
Что касается Кука, конечно, новая роль не будет вершиной его карьеры. Но, честно говоря, теперь это такая работа, и он не может от нее уйти. К лучшему или худшему, он сам оказался в этой ситуации, даже несмотря на то, что обстоятельства были далеко за пределами его контроля.
Да, практически Кук мог бы выполнять ту же роль на государственных мероприятиях в качестве председателя Apple или на любой другой должности. Но титул генерального директора выглядит гораздо лучше на карточке места за государственным ужином.
И хотя я первый признаю, что наличие двух генеральных директоров не очень похоже на Apple, можно утверждать, что многое из того, чем Куку пришлось заниматься за последний год, тоже не очень похоже на Apple.
Аксессуары на Amazon