«Apple в Китае»: книга утверждает, что iPhone может быть убит в одночасье [Обновлено]

Обновление: Apple заявляет, что утверждения, сделанные в этой книге, ложны, и во многих местах содержатся неточности. Компания утверждает, что автор не проводил должной проверки фактов.

Оригинальный пост приведен ниже, но мы призываем читателей перекрестно проверять его утверждения с другими источниками.


Основанная на более чем 200 интервью с бывшими руководителями и инженерами Apple, книга Патрика МакГи «Apple в Китае – Захват величайшей компании мира» должна заставить Тима Кука не спать по ночам. Она убедительно доказывает, что iPhone может быть уничтожен в одночасье, если китайское правительство этого пожелает.

Эта книга напоминает «Стив Джобс» Уолтера Айзексона по тщательности исследований и детальным внутренним историям, которые она рассказывает об Apple. Официальная позиция компании заключается в том, что она полна неточностей, но аргументы, которые она выдвигает, чрезвычайно убедительны…

Начало истории, конечно, хорошо известно. К началу 1996 года Apple теряла деньги на каждом проданном продукте. Казначей компании предупредил совет директоров, что у компании закончатся деньги примерно в мае того же года.

Чтобы спастись, Apple продала свои собственные производственные мощности и приняла решение передать все производство на аутсорсинг. Хотя по пути компания пробовала ряд разных стран, вскоре производство было передано тайваньским компаниям, имеющим производственные мощности в Китае.

Тайвань и Китай предложили масштабы и структуру затрат, необходимые для прибыльности продуктов Apple, но они не могли предложить точность и фокус на совершенстве, требуемые Стивом Джобсом. Apple решила эту проблему, отправляя самолетами своих инженеров в страну, внедряя их на местные фабрики, чтобы научить свои развивающиеся предприятия производству качественной продукции.

Это касалось не только производственных линий для собственных продуктов Apple, но и всей цепочки поставок – множества сотен компаний. Apple не хотела иметь единые точки отказа в своей цепочке поставок, поэтому она принесла свои деньги и обучение многим китайским производителям, чем ей фактически было необходимо, помогая обучать, финансировать и модернизировать огромный кусок экономики страны.

По оценкам самой Apple, она напрямую и косвенно обучила около 28 миллионов человек [примечание: На своем веб-сайте Apple утверждает, что обучила 28 миллионов работников по всему миру правам трудящихся]. МакГи оценивает, что компания вложила ошеломляющие 275 миллиардов долларов в модернизацию производственных мощностей страны в течение первых пяти лет. Фактически, Apple помогла превратить Китай из дешевого источника некачественной продукции в самый передовой производственный центр, который когда-либо видел мир.

В частности, то, что казалось ключевым преимуществом Apple, в конечном итоге оказалось глубоко проблематичным. Власть компании при заключении невероятно выгодных сделок означала, что производитель iPhone не только научил Китай массово производить высококачественные, премиальные продукты, но и как сокращать расходы без ущерба для качества.

Это имело три огромных последствия:

  • Для Apple
  • Для экономики США
  • Для мировой экономики

Apple: Компания инвестировала столько денег и интенсивного обучения в тайваньские и китайские производственные мощности, что со временем ее продукты больше нигде не могли производиться. МакГи отмечает, что, хотя Apple много говорит о своих iPhone, произведенных в Индии, реальность такова, что в стране осуществляется только окончательная сборка. Все собранное происходит из других мест, и в большинстве случаев это Тайвань или Китай.

Экономика США: Возможность проводить прецизионное, качественное производство по непревзойденным ценам означала, что Китай стал неостановимой производственной державой. Американские компании просто не могли конкурировать, и со временем все больше американских производств переносилось в Китай. Зависимой от Китая стала не только Apple, но и почти все другие американские компании.

Мировая экономика: Если раньше потребители стояли перед выбором между качественными западными продуктами и дешевыми китайскими, то Apple научила страну делать дешевые, качественные продукты. Это означало, что китайские бренды, такие как Huawei, начали конкурировать на мировом рынке, в том числе в премиальном сегменте, который когда-то был прерогативой ведущих западных брендов.

Самое пугающее утверждение в книге заключается в том, что если Китай когда-либо решит закрыть дверь для Apple, он сможет это сделать. В одночасье.

«Они могут ударить по вам миллионом разных способов», — говорит Брэди Макей, бывший специальный агент США, который был свидетелем того, как Пекин применял ряд тактик против других компаний, чтобы донести свою точку зрения. «Например, сырье — они могут отключить его в одно мгновение», — говорит он. «Электричество — вдруг оно доступно только четыре часа в день».

Если Китай когда-либо решит, что производство для Apple менее выгодно, чем уничтожение iPhone с целью создания огромного спроса на премиальные китайские бренды, Apple окажется в затруднительном положении.

Это основной тезис книги, и аргументация очень хорошо проработана. Я настоятельно рекомендую ее к прочтению.

«Apple в Китае» доступна на iBooks и Amazon (версии Kindle, в твердом переплете и аудиокнига).