Знаменитая реклама Apple «1984» вышла 41 год назад на этой неделе; как это чуть не случилось

41 год назад в этот день поступил в продажу первый Macintosh от Apple, всего через два дня после того, как он был представлен миру во время рекламной паузы в третьей четверти Супербоула XVIII. Хотя «1984» стал культурным феноменом и поворотным моментом в запуске продуктов, Совет директоров Apple с самого начала был против него. Вот как легендарный рекламный ролик чуть не вышел в эфир…

22 января 1984 года Apple мгновенно стала именем нарицательным, выпустив чрезвычайно популярную рекламу «1984» во время Супербоула XVIII. 60-секундный рекламный ролик, снятый сэром Ридли Скоттом (тем же режиссером, что снял «Чужой» и «Бегущий по лезвию») и созданный прежним рекламным агентством Apple (Chiat/Day), был вдохновлен романом Джорджа Оруэлла «1984», который предвидел антиутопическое будущее, контролируемое фигурой, похожей на Большого Брата, транслируемой по телевидению (намек на IBM).

Реклама начинается с эхом отдающихся сигналов тревоги и марша десятков лысых мужчин в серой одежде, идущих к большому экрану в промышленном зале. Зловещий голос мужчины, говорящего с большого экрана, раскрывается, когда марширующие мужчины садятся перед ним.

Тем временем женщину в спортивной одежде и белом топе с рисунком Macintosh преследуют четыре офицера полиции в черной экипировке для борьбы с беспорядками, предположительно, «Полиция Мысли» из романа Оруэлла «1984». Вооружившись огромным кувалдой, она мчится к мужчинам, завороженным речью Большого Брата.

Сегодня мы отмечаем первую славную годовщину Директив по Очистке Информации.

Мы создали, впервые за всю историю, сад чистой идеологии, где каждый рабочий может расцвести, защищенный от вредителей, распространяющих противоречивые мысли.

Наше Объединение Мыслей — более мощное оружие, чем любой флот или армия на земле. Мы — один народ, с одной волей, одним решением, одним делом.

Наши враги будут говорить до смерти, а мы похороним их своим собственным смятением.

Мы победим!

Незадолго до того, как ее поймала полиция, она метнула кувалду в экран Большого Брата после того, как он объявил: «Мы победим!» Затем, БУМ! Разрушение Большого Брата освобождает умы смотрящих мужчин, когда свет возвращается на их лица.

За 8 секунд до конца 60-секундной рекламы диктор заключает, упоминая «Macintosh», сопровождаемый прокручивающимся черным текстом, который гласит:

24 января Apple Computer представит Macintosh. И вы увидите, почему 1984 год не будет похож на 1984-й.

Затем экран гаснет, и появляется радужный логотип Apple.

Как «1984» чуть не вышел в эфир

Когда Стив Джобс впервые увидел рекламу на внутреннем совещании с Chiat/Day, его первой реакцией было: «О, ч–рт. Это потрясающе», — рассказал тогдашний генеральный директор Apple Джон Скалли Business Insider. Стив Возняк разделял то же мнение, называя его «лучше любого трейлера к научно-фантастическому фильму». Однако Совет директоров Apple имел совершенно иное мнение.

После первого просмотра член совета Майк Марккула предложил найти новое маркетинговое агентство и уволить Chiat/Day. По словам Скалли, другие члены совета директоров придерживались аналогичного мнения. «Остальные просто смотрели друг на друга с ошарашенными выражениями лиц… Большинство из них считали, что это худший рекламный ролик, который они когда-либо видели. Ни один внешний член совета директоров не одобрил его».

Джон Скалли и Стив Джобс. Фото: AP

После того, как у него «пропала решимость», Скалли поручил руководителю ChiatDay Джею Чайату продать эфирное время Супербоула, которое они приобрели, но Чайат тихо ослушался. В то время у них было два слота — 60-секундный рекламный ролик для показа в третьем квартале и более короткая 30-секундная версия для более позднего показа в игре. Чайат продал только 30-секундный ролик и сказал Скалли, что уже слишком поздно продавать более длинный 60-секундный, когда они даже не пытались.

Когда Джобс сказал Возу, что с рекламой возникли проблемы, тот немедленно предложил заплатить 400 000 долларов из своего кармана — половину стоимости эфирного времени для рекламы. Сказав: «Ну, я заплачу половину, если ты тоже».

В этом не было необходимости. Руководство в конечном итоге решило провести 100-дневную рекламную кампанию Macintosh. Поскольку они уже заплатили за производство «1984» и были связаны эфирным временем, рекламный ролик Супербоула был запущен, чтобы начать кампанию.

Действуя вопреки инструкциям Скалли, Чайат сыграл значительную роль в успехе Macintosh и укреплении позиций компании в истории. Apple продолжала использовать Chiat/Day для телевизионной рекламы до 2014 года.

Одна из моих любимых историй.