
Судебное решение о том, что Google больше не может платить Apple более 20 миллиардов долларов в год за то, чтобы быть поисковой системой по умолчанию, ставит вопрос: что теперь? Один из предлагаемых вариантов ответа заключается в том, что производитель iPhone создаст собственную поисковую систему Apple.
Но как бы многим из нас это ни нравилось, это кажется маловероятным — и просто не стоит потенциальных рисков…
Завершение сделки с Google
Если вы выполняете поиск в Интернете, вводя свой запрос в интегрированную строку Safari, этот поиск (если вы не изменили настройки по умолчанию вручную) будет выполняться через Google. Это потому, что Google ежегодно выплачивал Apple многомиллиардные суммы за эту привилегию.
Для Apple это была достойная сумма даже по ее меркам, и это была почти чистая прибыль. Для Google это дало трафик поиска от ценной демографической группы. Это была взаимовыгодная ситуация.
За исключением других поисковых систем — и, потенциально, их пользователей. Именно поэтому платеж недавно был признан злоупотреблением доминирующим положением Google в поиске.
Спекуляции о поисковой системе Apple
Некоторые утверждали, что Apple захочет заменить этот доход, и один из способов сделать это — создать собственную поисковую систему.
Компания уже около десяти лет индексирует веб с помощью Applebot — изначально для Siri, а совсем недавно для обучения Apple Intelligence.
Тогда считается, что производитель iPhone уже имеет данные и необходимые ресурсы для потенциального создания лучшей поисковой системы, чем Google.
Но все не так просто
Однако, как отмечает последняя статья, исследующая эту идею, это было бы непростым делом. Хотя у Apple есть индекс Интернета, Бенедикт Эванс указывает, что у нее нет того, что есть у Google — а именно, всех данных, полученных от людей, выполняющих веб-поиски.
Поисковая система — это огромный механический турок — движок обучения с подкреплением, который использует человеческую активность для понимания Интернета. PageRank использовал сигналы от ссылок, созданных людьми, но как только люди начали использовать Google в больших масштабах, само это использование создало гораздо больше сигналов: на какие результаты вы кликали, как вы изменяли свои запросы для получения лучших результатов, и что еще вы искали до и после. Это также относится и к рекламной стороне: чем больше рекламных объявлений Google показывает, тем больше он знает о том, какие объявления эффективны, и тем выше его доход на запрос.
Таким образом, поиск — это порочный круг. Все используют Google, потому что у него лучшие результаты, а у него лучшие результаты, потому что все им пользуются.
Доход — не главное
Некоторые указывают на потенциал Apple заменить эту выплату в 20 миллиардов долларов доходом от Apple Search, но, как я отмечал в то время, хотя это и не *маленькая* сумма денег, это не меняет игру.
В прошлом году Apple заработала 85 миллиардов долларов на услугах, так что, если она потеряет платеж от Google, это, конечно, будет неудача — но помимо однократной перекалибровки, это не изменит траекторию роста.
Действительно, компания вернула бы потерянный доход примерно за 18 месяцев непрерывного роста услуг при текущих темпах.
Это был бы очень рискованный шаг для Apple
Бизнес-модель Google довольно сомнительна, она зависит от использования огромных объемов пользовательских данных для улучшения своих предложений и продажи персонализированной рекламы. Это совсем не то, чем хочет заниматься Apple, и любые шаги в этом направлении рискуют повредить бренду.
Единственный потенциальный способ, которым это могло бы иметь смысл, — это использовать его как способ дальнейшего улучшения экосистемы, реализуя поиск с ориентацией на конфиденциальность, не слишком беспокоясь о доходах от рекламы.
Но это финансово рискованно. Apple не только понесла бы значительные расходы на создание и эксплуатацию собственной поисковой системы, но мы даже не знаем, есть ли у поисковых систем в их нынешнем виде будущее.
Чат-боты пока не заменили их, но со временем могут это сделать. Инвестировать миллиарды в воссоздание Google еще менее осмысленно в то время, когда Apple может обнаружить, что переизобретает технологию, находящуюся на грани устаревания.
Изображение: монтаж 9to5Mac с использованием изображений от Apple и Google