
Еврокомиссия сегодня объявила, что штрафует Apple на 1,8 миллиарда евро, или около 2 миллиардов долларов США, за злоупотребление своим доминирующим положением на рынке распространения сервисов потоковой передачи музыки, с «злоупотреблением» правилами App Store. В частности, ЕС заявляет, что положения Apple о запрете перенаправления (anti-steering) не позволяли Spotify и другим конкурентам Apple Music сообщать клиентам об альтернативных способах подписки.
Apple отвергает выводы и подаст апелляцию на решение, как указано в ее только что опубликованном пресс-релизе с резкой формулировкой. Apple утверждает, что ЕС не нашел никаких доказательств ущерба для потребителей и «игнорирует реальность быстро развивающегося, конкурентного и растущего рынка». В своем заявлении Spotify приветствовала решение и его эффективное исполнение.
Штраф является кульминацией расследования ЕС, которое длилось более десяти лет, при этом Spotify впервые подал официальную жалобу в 2019 году. Сумма штрафа в 2 миллиарда долларов пропорциональна мировым доходам Apple и «необходима для достижения сдерживающего эффекта», согласно решению Еврокомиссии.
ЕС заявляет, что правила Apple не позволяли разработчикам приложений для потоковой передачи музыки информировать пользователей iOS о других способах подписки на сервисы вне App Store, что теоретически может быть дешевле, поскольку на них не будет распространяться комиссия Apple в размере 15-30% за покупки в приложениях.
Положения о запрете перенаправления запрещали разработчикам сообщать пользователям об альтернативных способах оплаты, разнице в ценах и предоставлять ссылки на веб-сайт разработчика для покупки подписки вне App Store.
ЕС заявляет, что положения о запрете перенаправления считаются «несправедливыми торговыми условиями», что делает их незаконными согласно законодательству ЕС. Помимо штрафа, Apple также предписано удалить положения о запрете перенаправления в дальнейшем.
Это уже произошло, по крайней мере частично. За время, прошедшее с начала расследования ЕС, Apple внесла ряд изменений в правила App Store. Последние правила App Store позволяют «читательским приложениям», к которым относится и Spotify, добавлять внешнюю ссылку внутри своего приложения для управления учетной записью и вариантов оплаты, а также свободно отправлять электронные письма своим клиентам, например.
Неясно, считаются ли текущие правила App Store по-прежнему нарушающими закон, по мнению ЕС. Apple также в ближайшее время внедрит альтернативные условия ведения бизнеса для разработчиков в ЕС в соответствии с Законом о цифровых рынках. Это, теоретически, дает Spotify и другим музыкальным сервисам еще больше свобод.