
Вчера стало известно, что Европейский Союз похоже, собирается ввести запрет на «анти-стеринг» в App Store для Apple. Это означает, что Apple больше не сможет запрещать Spotify и другим музыкальным сервисам размещать ссылки на свои сайты для оформления подписки.
Ожидаемое решение будет узконаправленным, принятым в ответ на жалобу, поданную Spotify почти четыре года назад, и, скорее всего, будет применяться только к музыкальным стриминговым сервисам. Но сам принцип верен, и вряд ли будет представлять большой риск для Apple…
Что такое «анти-стеринг»?
Приложение Spotify — отличный пример этого принципа. Если вы скачиваете приложение и решаете перейти с бесплатного аккаунта на платный, вы обнаружите, что внутри приложения нет никакой возможности это сделать. Более того, приложение даже не сообщает вам, *как* подписаться. Например, нет ссылки на сайт Spotify.
Причиной этому служат правила App Store. Apple заявляет, что если вы позволяете пользователям оформлять платные подписки внутри вашего приложения для iPhone, вы *обязаны* делать это через Apple. Тогда купертинская компания получает свою комиссию в 15% или 30%.
Правила настолько строгие, что приложение не может даже направлять вас — или «стерить» вас, в юридической терминологии — на веб-сайт разработчика для оформления подписки. Запрет разработчикам направлять пользователей в другие места для совершения покупок известен как правило «анти-стеринга».
«Анти-стеринг» создает плохой пользовательский опыт
Это правило «анти-стеринга» создает плохой пользовательский опыт. Потребителя просто расстраивает тот факт, что он хочет подписаться, но приложение не может сказать ему, как это сделать.
То же самое происходит и в приложении Kindle. Вы дочитываете одну книгу из серии, но не можете купить следующую в приложении, и Amazon даже не имеет права предоставить ссылку. Вместо этого вам приходится выйти из приложения, открыть Safari, зайти на сайт Amazon, найти нужную книгу, а затем вернуться в приложение Kindle, чтобы ее прочитать. Это ужасный пользовательский опыт.
Это особенно несправедливо в случаях, когда Apple конкурирует с разработчиком третьей стороны, как это происходит в обоих случаях с Apple Music и Apple Books соответственно. Apple предоставляет своим приложениям огромное несправедливое преимущество перед конкурирующими, и заставляет пользователей страдать, если они предпочитают конкурирующее приложение.
Это изменение не сильно навредит Apple
Не похоже, что Apple потеряет деньги, если приложениям Spotify и Kindle разрешат предоставлять ссылки для покупки подписок или книг; компания сейчас не получает ни копейки ни от одного из них.
Есть другие категории, где можно утверждать, что Apple может потерять деньги. Если игровые компании смогут продавать игровые подписки, это может привести к потере продаж для Apple Arcade. Но опять же, потребительские интересы должны превалировать над финансовыми интересами Apple — и если Apple придется конкурировать на равных условиях, это должно побудить ее предлагать лучшие игры.
Даже конкурирующие магазины приложений окажут ограниченное влияние
Конечным развитием этого запрета на «анти-стеринг» будет разрешение любому создавать свой собственный магазин приложений для iOS. Мы ожидаем, что это потребуется в ЕС, и Apple уже готовится к этому.
Но, как мы уже говорили, есть две причины, по которым даже это не представляет для Apple никакой экзистенциальной угрозы.
Во-первых, подавляющее большинство обычных, нетехнических клиентов Apple *всегда выберут Apple*. Предложите им магазин приложений Apple и магазин приложений Epic Games, и подавляющее, подавляющее большинство выберут тот, что от Apple.
Во-вторых, даже технически подкованные люди *в основном* останутся с Apple. Одна из главных причин, по которой я покупаю технику Apple, заключается в том, что мне активно нравится и я ценю экосистему Apple. Мне нравится, как все интегрировано, потому что всем этим управляет одна компания. Поэтому даже те люди, которые рассматривают альтернативы и изучают, что они предлагают, *все равно* в основном останутся с предложениями Apple.
И это касается *всех* антимонопольных проблем компании, как мы снова утверждали.
Подавляющее большинство людей не будут сами ремонтировать свои устройства, использовать RCS, использовать конкурента Apple Wallet — или покупать приложения в конкурирующих магазинах приложений.
По сути, Apple ведет эти масштабные битвы, создавая плохой пользовательский опыт и неблагоприятный PR, из-за вещей, стоимость которых, вероятно, составляет лишь небольшую погрешность для компании стоимостью в триллионы долларов.
Если это решение будет принято, как ожидается, я надеюсь, что Apple примет его с достоинством и двинется дальше. А вы как думаете?