Привязка деталей, похоже, станет следующей битвой Apple за право на ремонт

Apple, возможно, изменила свою позицию по вопросу права на ремонт, но битва далеко не окончена. Растущая практика привязки деталей – то, что все чаще применяется производителем iPhone – подвергается все большей критике.

Требование индивидуальной привязки компонентов к серийным номерам конкретных устройств становится серьезным препятствием для доступного стороннего и самостоятельного ремонта. ЕС уже рассматривает запрет привязки деталей, и сторонники права на ремонт добиваются этого и в США …

Краткая история Apple и права на ремонт

Право на ремонт — это движение, которое утверждает, что потребители должны иметь право ремонтировать свои собственные продукты, а не быть вынужденными платить Apple и другим брендам за дорогостоящий официальный ремонт, или, что еще хуже, отправлять устройства на свалку, потому что ремонт неэкономичен.

Компания Apple буквально годами боролась с законодательством о праве на ремонт, тратя деньги на лоббирование против него как на уровне штатов, так и на федеральном уровне, либо пытаясь полностью его заблокировать, либо – если это не удавалось – максимально ослабить законодательство.

Она продолжала это делать, несмотря на то, что соучредитель компании призывал ее пересмотреть свою позицию, указывая, что компания начинала с продажи наборов, которые люди собирали сами.

Поворот Apple начался с запуска программы Self Service Repair в 2021 году, изначально в Калифорнии, а теперь по всей стране. Наряду с этим компания прекратила выступать против законов о праве на ремонт и вместо этого начала активно их поддерживать.

Мы приветствовали это не только из-за его влияния на клиентов Apple, но и потому, что это стало примером, которому, вероятно, последуют другие компании. Однако на этом дело не закончилось – возникли новые разногласия по поводу практики, известной как привязка деталей или сериализация.

Привязка деталей

Привязка деталей – это когда серийный номер компонента (например, экрана) в цифровом виде привязан к серийному номеру самого iPhone. Даже если вы замените один оригинальный компонент Apple на другой, ремонт не будет полностью функциональным, потому что привязка не совпадет.

Например, с iPhone 13 замена экрана привела бы к прекращению работы Face ID.

По этой причине iFixit в прошлом году понизила рейтинг ремонтопригодности iPhone 14.

iFixit изначально не критиковала Apple за привязку деталей, поскольку если вы покупаете сменную деталь непосредственно у Apple и сообщаете компании серийный номер вашего телефона, они сбросят привязку, чтобы она работала.

Однако потребители и независимые ремонтные мастерские указали, что распространенный способ добиться доступного ремонта – это извлечение деталей из сломанных iPhone. Если вы это сделаете, вам придется надеяться, что Apple согласится сбросить привязку в чате, или отремонтированное устройство может работать некорректно. Или даже если оно будет работать, оно будет отображать раздражающие сообщения.

Следующее поле битвы за право на ремонт

Обширная статья в The Verge предполагает, что привязка деталей, вероятно, станет следующим направлением деятельности сторонников права на ремонт. Во-первых, потому что это усложняет ремонт – и проблема усугубляется. iFixit заявляет, что iPhone 15 имеет наибольшее количество проблем среди всех iPhone на сегодняшний день.

Тесты на 15 Pro Max показали, что замена экрана без использования инструмента System Configuration от Apple приводит к прекращению работы Face ID, True Tone и автояркости, в то время как замена батареи вызывает появление предупреждающего сообщения о неоригинальной детали, и телефон перестает отображать данные о состоянии батареи. Задняя лидарная сборка 15 Pro Max, необходимая для использования приложений дополненной реальности, также не функционирует при пересадке в новый телефон, обнаружили в iFixit.

Во-вторых, это наносит ущерб рынку бывших в употреблении товаров, что приводит к росту цен для потребителей.

Привязка деталей противоречит тому, как ведут бизнес ремонтники: извлекая рабочие компоненты из неработающих устройств и используя их для восстановления других устройств до состояния «как новые». «Это очень большая угроза для восстановления и стоимости ремонта при восстановлении, которую нам необходимо решить», — сказала Мари Кастелли, руководитель отдела по связям с общественностью в онлайн-магазине восстановленных устройств Back Market.

Это делает не только Apple. Компании-производители принтеров были первыми виновниками, используя чипы в чернильных картриджах для блокировки использования сторонних и предотвращения заправки (поскольку принтеры отказывались печатать после сообщения о пустом картридже, даже если вы его заправили). John Deere возмутила фермеров, когда начала использовать электронные замки для предотвращения самостоятельного ремонта тракторов. Но сейчас это становится растущей проблемой.

Бензопилы Husqvarna требуют от дилера аутентификации прошивки на новых деталях; дисководы Xbox и PlayStation сопряжены с материнской платой; а сменные автомобильные запчасти все чаще «привязаны к VIN» или сопряжены с серийным номером конкретного автомобиля.

ЕС уже рассматривает возможность запрета привязки деталей. В США Гэй Гордон-Бирн, исполнительный директор организации по защите прав на ремонт Repair.org, говорит, что они постоянно пытаются добавить меры защиты в каждый закон штата, включая ограничения на привязку деталей.

В США сторонники ремонта также нацелены на более амбициозные правила и положения после своих недавних законодательных побед. Гордон-Бирн говорит, что ожидает, что другие штаты последуют примеру Калифорнии и примут свои собственные законопроекты о праве на ремонт в ближайшие годы. «Мы стараемся убедиться, что каждый ‘me too’ включает что-то, что расширяет границы возможного», — сказала Гордон-Бирн.

Это может означать охват устройств, которые были исключены из недавних законов, расширенную программную поддержку в долгосрочной перспективе или ограничения на привязку деталей. (Закон Миннесоты включает формулировки, которые должны запретить эту практику, но поскольку закон Калифорнии затмевает его, еще предстоит увидеть, будут ли корпорации соблюдать его, сказала Гордон-Бирн.)

Мнение 9to5Mac

Аргумент Apple против права на ремонт всегда основывался на идее, что сторонние компоненты могут работать не так хорошо, как оригинальные, что приводит к плохому пользовательскому опыту. Теперь компания использует тот же аргумент для оправдания привязки деталей – что все, что делает Apple, это подтверждает подлинность продуктов.

Чтобы было ясно, некоторые возражают даже против этого, потому что разница в стоимости между оригинальной и неоригинальной деталью может означать разницу между экономичным или неэкономичным ремонтом, но более однозначный аргумент всегда заключался в том, что не должно быть искусственного барьера для самостоятельного ремонта с использованием оригинальных деталей Apple.

Если бы Apple предоставила быстрый, простой, надежный и бесплатный способ проверки подлинности компонента и сброса привязки деталей для соответствия ремонтируемому устройству, эта проблема могла бы исчезнуть. Но история показывает нам, что она сделает это только нехотя, под принуждением и давлением законодательства.

Хотя бы раз я бы хотел увидеть, как Apple движется навстречу тому, куда катится законодательный «пак».

Изображение: iFixit