Сверхсомнительный отчет: Apple планирует недорогой MacBook для конкуренции с Chromebook

Очень сомнительный отчет утверждает, что Apple планирует выпустить серию сверхнедорогих MacBook для образовательного сектора, по предполагаемой существенно более низкой цене, чем базовый MacBook Air.

Предполагается, что Apple стремится конкурировать с Chromebook, и новые модели могут быть выпущены уже во второй половине 2024 года…

Заявление о недорогом MacBook

Отчет Digitimes крайне скуден на детали, и основание для этого заявления неясно, поскольку в нем конкретно говорится, что признаков этих устройств в производственной цепочке поставок нет.

Источники сообщают, что Apple, вероятно, выпустит новую линейку продуктов для своих недорогих MacBook, чтобы отличить ее от существующих линеек MacBook Air и Pro. Внешний вид по-прежнему будет иметь металлическую оболочку, но из других материалов. Стоимость механических компонентов будет ниже, что позволит установить более доступную цену, ориентированную на образовательный рынок, аналогично позиционированию Chromebook […]

Крупные поставщики Quanta Computer и Hon Hai Precision Industry (Foxconn) не проявляют никаких признаков соответствующей деятельности; следовательно, шансы на выпуск продукта в первой половине 2024 года маловероятны.

Вот и все: заявление, основанное на неуточненных «источниках в отрасли», и никаких признаков этого в цепочке поставок.

Мнение 9to5Mac

Давайте разбираться по порядку…

Конкуренция с Chromebook была бы огромным предприятием

Во-первых, даже сам отчет признает, что попытка конкурировать на рынке Chromebook в образовательном секторе была бы монументально сложной задачей. Модели Chromebook, используемые в школах, как правило, являются сверхдоступными, которые могут стоить менее 200 долларов за штуку даже по розничным ценам.

Трудно представить, чтобы Apple смогла снизить стоимость любого MacBook до такой отметки, независимо от того, на какие компромиссы она пойдет в материалах и компонентах. Сверхбюджетный рынок — это просто не Apple.

Во-вторых, дело не только в стоимости. Вокруг Chromebook и сервисов Google выросла целая инфраструктура, создающая значительные барьеры для входа для любой конкурирующей ОС, даже Windows. Да, Macs поставляются с набором бесплатных приложений для продуктивной работы, и да, у Apple есть iCloud, но удовлетворение специфических потребностей образовательного сектора — это совсем другая история.

Последние усилия Apple в области образования были сосредоточены на iPad

Последние попытки Apple проникнуть в образовательный сектор были сосредоточены на iPad, а не на Mac. (Более давняя история обсуждается ниже.)

Даже здесь ей с трудом удалось добиться значительного успеха — опять же, потому что даже iPad конкурируют с Chromebook, которые предлагают более гибкое использование по более низкой цене.

Риск каннибализации будет огромен

Конечно, Apple утверждала, что никогда не беспокоится о каннибализации собственных продуктов, потому что если она этого не сделает, то это сделает кто-то другой. Именно поэтому она все больше размывает границы между iPad и MacBook, утверждая, что оба являются компьютерами. Несомненно, значительное число потребителей с нетребовательными потребностями смогли купить базовый iPad с клавиатурой вместо MacBook.

Но недорогой MacBook уровня Chromebook представлял бы собой совершенно иной уровень риска. Если кто-то решит, что ему нужен форм-фактор ноутбука, а не iPad, цены Apple начинаются с 999 долларов. Даже по образовательным ценам базовый MacBook Air стоит 899 долларов (хотя в настоящее время предлагается подарочная карта на 150 долларов).

Предложите потребителям MacBook всего за несколько сотен долларов, и многие из них воспользуются этим. Даже если они будут официально продаваться только в образовательном секторе, квалифицироваться не так уж сложно (достаточно посещать вечерние курсы для взрослых), и при таком финансовом стимуле многие люди приложат усилия и/или купят через друга-студента.

Ограничение продаж непосредственно образовательным учреждениям и запрет студентам их покупать было бы возможным решением, но это все равно несет риск обесценивания бренда и разочарования потребителей, которые знают о существовании продукта, но не могут его купить.

Apple когда-то считала образовательный рынок ключевым, но…

Конечно, можно утверждать, что Apple когда-то рассматривала образовательный рынок как ворота к будущим продажам.

Apple была одной из первых компаний, осознавших, что если вы хотите, чтобы потребители будущего покупали вашу продукцию, то заставить студентов использовать ее сегодня — это хорошая стратегия. Компания в прошлом приложила немало усилий, чтобы ее продукция попала в образовательный сектор именно по этой причине, и в какой-то момент, по оценкам, этот рынок составлял около 25% выручки Apple.

eMac — самый известный пример. Впервые выпущенный в 2002 году, он был специально разработан для массовой продажи образовательным учреждениям, и ЭЛТ-машина продолжала продаваться школам и колледжам после того, как Apple перешла на плоскопанельные мониторы на потребительском рынке.

Но следует отметить, что eMac никогда не был бюджетным продуктом. При запуске он стоил 1099 долларов, что эквивалентно примерно 1900 долларам в сегодняшних деньгах.

Аналогично, Apple в прошлом использовала более дешевые материалы для создания более дешевых ноутбуков. Линейка iBook была представлена в 1999 году, чтобы предложить более доступную альтернативу моделям PowerBook. Но опять же, iBook был далеко не бюджетным устройством: первый из них, показанный выше, стоил 1599 долларов, что составляет около 2800 долларов в долларах 2023 года.

Apple продолжала предлагать как более дешевые, так и более дорогие линейки ноутбуков в виде моделей MacBook Air и MacBook Pro, но опять же, без такого ценового разрыва, который подразумевают сравнения с Chromebook.

Итак, все это говорит о том, что да, Apple раньше активно играла на рынке образования, но никогда не выпускала сверхдоступные модели.

Возможно, в отчете есть что-то, и существуют некоторые премиальные Chromebook по ценам, гораздо более близким к ценам на MacBook, но я бы определенно не стал задерживать дыхание в ожидании сверхдешевого MacBook.