
Боб Клирмаунтин, американский звукорежиссер, который сводил альбом Брюса Спрингстина «Born in the U.S.A.», выразил надежду, что пространственное аудио вернет времена, когда люди садились и активно слушали музыку, а не просто использовали ее как фоновый саундтрек к своей жизни.
Артистка Алиша Киз говорит, что это должно произойти, поскольку это полностью преображает опыт прослушивания альбома…
Что такое пространственное аудио, или Dolby Atmos?
Пространственное аудио — это маркетинговый термин Apple для Dolby Atmos, вероятно, выбранный в попытке представить его как аудиоформат, эксклюзивный для собственных продуктов компании. Он впервые появился в Apple Music чуть более двух лет назад.
Это форма объемного звука, но значительно более сложная, чем предшествующие ей реализации 5.1 и 7.1. Вот как это описывает What HiFi:
В отличие от традиционных канальных систем, Dolby Atmos не просто отправляет звук на дискретные уровни к каждому динамику. Технология также может создавать до 118 одновременных звуковых объектов, позволяя звукорежиссеру размещать каждый звук и голос в точных точках звукового поля, а не просто назначать их конкретным каналам.
Эти объекты могут быть перемещены и подвинуты в пространстве, создавая убедительную 3D звуковую сцену.
Пространственное аудио требует тщательного ремикширования
Музыкальные лейблы должны ремикшировать свои мастер-записи, чтобы использовать преимущества этой технологии. В лучшем случае они привлекают оригинальные команды продюсеров, которые привносят в работу свое понимание того, чего добивался артист. Но Клирмаунтин сказал The New York Times, что не все лейблы относятся к этой работе так серьезно.
«Похоже, лейблы передают эту работу на аутсорсинг, и она не всегда выполняется с участием оригинального артиста или команды продюсеров», — сказал Клирмаунтин. «Я знаю, что это не всегда возможно. Но иногда получается просто плохой микс — или, во всяком случае, странный микс».
Коллега-продюсер и звукорежиссер Брэд Вуд согласен.
Вуд, который занимался сведением как в консультации с оригинальными артистами, так и самостоятельно, [сказал]: «В целом, вы должны попытаться разместить дорожки в массиве динамиков так, чтобы это не звучало слишком резко или как трюк», — сказал он. «Цель — создать ощущение, будто вы сидите среди этих музыкантов во время их выступления. Как и в любом сведении, это субъективно, и то, как вы к этому подходите, действительно зависит от самой музыки».
Пространственное аудио трансформирует музыку
Но когда это сделано правильно, говорят они, это действительно преображает опыт прослушивания музыки.
«Для большинства людей музыка стала фоновым шумом. Это что-то в наушниках, пока вы занимаетесь другими делами», — сказал он. «Когда я был подростком, я слушал альбом три, четыре раза подряд, просто сидя перед своими колонками, завороженный». Такой способ прослушивания исчез, но он надеется, что Atmos сможет вернуть его, «если мы сможем заставить людей понять, что это такое, и услышать это правильно».
Алиша Киз, у которой на данный момент восемь ее альбомов были ремикшированы для Dolby Atmos, также является большим поклонником этой технологии.
Киз сказала, что инженеры, работавшие над ее альбомами, «полностью переосмыслили каждую ноту, каждый звук, каждый инструмент, каждый голос. Звучит так, как будто вы никогда раньше этого не слышали. Я никогда раньше не слышала этого так. Это действительно новый опыт».
Я до сих пор был скептически настроен по отношению к Dolby Atmos в отношении музыки, но быстро понял, что ошибался.
Идея манипулирования стереосигналами для создания полностью искусственного ощущения трехмерного пространства не казалась мне чем-то, что мне, вероятно, понравится. Эта техника включает в себя настройку как звуковых частот, так и фазовых времен, чтобы обмануть уши, заставив их думать, что каждый элемент звука исходит из определенной точки в пространстве. На мой взгляд, это имело большой потенциал испортить, а не улучшить воспроизведение звука […]
Я не заметил никакого искажения — чистое воспроизведение звука звучало так же хорошо, как и стерео. Но звуковая сцена была значительно шире. Я переключался между настройками, чтобы включить и выключить пространственное аудио, и никакого эффекта плацебо не было: эта штука работает.
Это не сильно отличается от прослушивания одного и того же трека на паре закрытых наушников, а затем прослушивания его снова на открытых наушниках эквивалентного качества. Создается ощущение, что комната, в которой записывалась музыка, стала вдвое больше.
Какой у вас опыт использования пространственного аудио?
Хотя производитель AirPods стремится позиционировать это как опыт Apple, вам не нужны AirPods, чтобы испытать это: вы можете сделать это на любых сторонних наушниках, включив эту функцию.
Согласны ли вы, что пространственное аудио трансформирует музыку, и замечаете ли вы, что стали активнее слушать эти записи? Поделитесь своими мыслями и опытом в комментариях.
Фото: Caught In Joy/Unsplash