Джонни Айв рассказывает о жизни и дизайне — до и после Apple

Бывший руководитель отдела дизайна Apple Джонни Айв относительно редко общается с прессой, и совершенно ясно, что одна из причин этого заключается в том, что ему всегда задают одни и те же вопросы, и в итоге он рассказывает одни и те же истории.

Но некоторые интервью раскрывают немного больше, как это произошло в его последнем интервью с заместителем главного редактора WSJ Magazine Элизой Липски-Караш…

В длинной статье, охватывающей периоды до, во время и после Apple, много знакомого.

Джонни Айв много говорит о материалах и о том, как нельзя считать себя промышленным дизайнером, если не учитывать практические аспекты массового производства вашего дизайна. Он часто рассказывал о ручной работе в мастерской своего отца и считал себя ремесленником, но в этой статье он признается, что ему пришлось усвоить урок производственной целесообразности на собственном горьком опыте.

В 1990 году Айв стал партнером нового агентства в Лондоне, Tangerine. По заказу Ideal Standard он разработал керамические изделия для ванных комнат, провел обширные исторические исследования и создал множество прототипов, но его готовые предложения оказались слишком сложными в производстве.

Конечно, в статье освещаются его отношения со Стивом Джобсом, с обычным перечислением продуктов, которые он разработал для Apple, и его роль в проектировании кампуса Apple Park. Все это знакомые темы.

По словам Липски-Караш, влияние Apple очевидно в его собственной дизайнерской консалтинговой компании LoveFrom.

В LoveFrom — креативном коллективе из Сан-Франциско, соучредителем которого Айв стал вместе с Ньюсоном в 2019 году — офисы крошечные по сравнению с Apple Park, но такие же открытые. (Айв ушел из Apple в том же году, когда основал компанию, заявив, что чувствует ответственность сделать что-то значимое и использовать полученные знания для решения новых проблем.) Никаких разделяющих стен в пространстве нет. Офис бурлит разговорами, которые иногда продолжаются в офисе Айва вне его основного офиса — в двух ресторанах Cotogna и Quince.

Отголоски секретности Apple вокруг релизов остаются: образцы — либо созданные для клиентов, либо для продуктов, которые Айв может представить самостоятельно — укрыты под чехлами из замши.

Здесь снова знакомая тема в припеве «дизайн — это о том, как продукт работает, а не только о том, как он выглядит», хотя есть и кое-что, чего я раньше не слышал.

Одна из удивительных особенностей подхода Айва заключается в том, что он часто начинает проект с обсуждения, а не с набросков. Мышление, а затем и его обсуждение — это сырье, с которым он работает. «Язык так силен, — говорит Айв. — Если я скажу, что собираюсь спроектировать стул, подумайте, насколько это опасно. Потому что вы только что сказали «стул», вы отвергли тысячу идей.

«Вот где начинается самое интересное, — говорит он. — У вас есть идея — непроверенная и нерешенная, поскольку решенная идея — это продукт — и единственное ощутимое в этой идее — это проблемы. Когда кто-то говорит, что это невозможно, и вам показывают только, почему это невозможно, вы должны думать и вести себя иначе. [Вы должны сказать], с долей мужества: я верю, что это возможно.

Мне также нравится взгляд Айва на любопытство.

«Я в ужасе и отвращении, когда люди абсолютно лишены любопытства, — говорит он. — Это корень стольких социальных дисфункций и конфликтов».

Мне это кажется разумным. Мы живем в мире, где абсолюты преобладают над нюансами, где самые громкие голоса привлекают больше внимания, чем самые умные, где люди отвергают тех, чьи взгляды отличаются от их собственных. Если мы будем искренне любопытны к другим людям и другим точкам зрения, это только приведет к лучшему взаимопониманию и меньшему количеству конфликтов.