Смартфоны в Украине играют ключевую роль, будь то проверка близких, отправка видео в прямом эфире, демонстрирующих нецензурированную реальность происходящего в стране, или использование GPS для прокладки безопасного маршрута из страны.
Учитывая это, некоторые выразили удивление, что Россия еще не нанесла удар по базовым станциям и другой телекоммуникационной инфраструктуре, с дебатами о том, является ли это упущением или преднамеренным приемом…
CNET сообщает, что эта война отличается от всех предыдущих тем, что мир может видеть прямые видеозаписи событий по мере их развития.
С тех пор, как Россия вторглась в Украину, мир получил прямой доступ к войне, поскольку обычные украинцы документируют бои, раздирающие их страну.
Они не полагаются на сложное оборудование, делясь видео и фотографиями разрушений и насилия. Скорее, они используют инструменты, на которые всегда полагались для общения: смартфоны, социальные сети, приложения для обмена сообщениями и развитую телекоммуникационную сеть, которая пока избежала опустошения.
Видео и информация не блокируются, поэтому они потоком поступают из страны в мир, чего раньше не было в таком масштабе […]
Общий эффект — ежедневный поток видеоматериалов, который показал миру трагедию и решимость таким образом, как это не могут сделать официальные правительственные заявления или отполированные новостные репортажи. И это отличает войну в Украине от других недавних конфликтов, таких как пограничный конфликт между Арменией и Азербайджаном, где большая часть видео, снятого на телефоны, сделана солдатами. В Украине большинство видео снимают мирные жители, и, по словам специалистов по криминалистике, лишь малая часть этих материалов подделана.
«Мы не видим много неаутентичных или старых видеоматериалов в этом конфликте», — сказал Бенджамин Стрик, директор по расследованиям Центра информационной устойчивости, в электронном письме CNET. Его организация отслеживает видеоматериалы, поступающие из Украины. «Большинство видео, которые мы видим, на самом деле поступает от мирных жителей, снимающих на месте. … Мы в основном видим видео, снятые с балконов, из окон, с видеорегистраторов или просто прохожими на улице, которые снимают эти события».
Первое, что делают люди, выходя из подземных убежищ, — это используют мессенджеры, чтобы проверить своих родных и друзей в других частях страны. А те, кто ищет пути бегства от конфликта, используют интерактивные карты для поиска безопасного маршрута.
Услуги мобильной связи продолжают работать, несмотря на широкомасштабные разрушения зданий вторгшейся армией. Некоторые считают, что отказ уничтожить телекоммуникационную инфраструктуру является упущением со стороны России в том, что все больше похоже на плохо подготовленную атаку. Другие, однако, подозревают, что это преднамеренная тактика, позволяющая российским войскам собирать данные, чтобы получить лучшее представление о ситуации.
Однако украинское правительство заявляет, что в крупных городах шла более активная борьба за связь. Алексей Боярняков, заместитель министра цифровой трансформации Украины, рассказал CNET:
«Как только они приблизились к большим городам, они попытались отключить [связь]. Люди мгновенно [начали] ее восстанавливать».