Украинский кризис вновь высветил проблему, о которой я говорю уже несколько лет: неустойчивую зависимость Apple от Китая.
В случае с Россией Apple может позволить себе занять твердую позицию против страны, и она это делает. Компания приостановила продажи в стране; прекратила все экспортные поставки в Россию; заблокировала доступ к приложениям государственных СМИ из-за пределов страны; отключила функцию Live Information в Apple Maps; перечисляет средства на гуманитарную помощь; и фактически утроила пожертвования сотрудников…
В статье для Macworld Джейсон Снелл повторил разговор, который у меня был с другом вчера.
Хотя компания, безусловно, зарабатывает деньги в России, она может позволить себе уйти… навсегда, если ей понадобится. Apple не может сделать этого с Китаем, если эта страна решит действовать так же, как Россия.
Как я уже много раз писал, Apple чрезвычайно зависит от Китая как для существенной доли своих продаж – например, для большей части роста продаж iPhone в прошлом году, – так и, что еще более критично, для производства.
Украинский кризис может воодушевить Китай
Один кошмарный сценарий может легко привести к другому. Китай может воодушевиться тем, что он видит в Украине, и решить, что наконец-то настало время взять под контроль Тайвань.
Путин только что продемонстрировал, что Запад не может предпринять никаких военных действий для защиты Украины; угроза полномасштабной ядерной войны слишком ужасающа. Все, что могут сделать наши вооруженные силы, — это сидеть сложа руки и наблюдать, надеясь, что экономические санкции в конечном итоге окажутся эффективными.
То же самое будет верно и для Тайваня. Да, США теоретически обязались помочь Тайваню защитить себя от вторжения, но в формулировке этого акта существует то, что некоторые назвали «стратегической двусмысленностью». Поскольку точно такой же риск эскалации до ядерной войны существовал бы с Китаем, как и с Россией, перспектива того, что США на практике будут делать очень мало, всегда казалась вероятной.
И прямо сейчас Китай имеет довольно веские доказательства вторжения в Украину того, что западное военное вмешательство было бы маловероятным, если бы он сделал то же самое в отношении Тайваня.
Значительная часть мира снова ввела бы финансовые санкции против Китая, хотя глобальные экономические последствия были бы высокими. Но могла бы Apple позволить себе занять принципиальную позицию там? Это не только означало бы отказ от огромной доли продаж внутри страны, но и сделало бы компанию совершенно неспособной удовлетворить спрос на продукцию для остального мира, если бы она прекратила китайское производство.
Это стало бы главной угрозой репутации Apple
Я уже говорил о том, как Apple страдает в имидже принципиальной компании из-за действий, на которые ей приходилось идти в Китае на протяжении многих лет.
Еще в 2017 году китайское правительство попросило Apple удалить приложение New York Times из китайского App Store; Apple выполнила.
Позже в том же году Китай настоял на том, чтобы Apple удалила более 400 VPN-приложений из App Store; Apple это сделала.
Опять же в 2017 году Министерство общественной безопасности Китая попросило Apple удалить Skype; компания из Купертино снова выполнила просьбу.
Вчера компания заблокировала доступ к новостному приложению Quartz; а сегодня стало известно, что, совершив второй разворот, она запретила приложение для протестов в Гонконге.
Еще более спорным является то, что Китай ввел новый закон в 2017 году, требующий от иностранных компаний использовать китайские компании для хранения данных пользователей. Это означало, что Apple пришлось сотрудничать с местной компанией для хранения данных iCloud. Apple настаивает на том, что данные зашифрованы, и только она владеет ключами, но существует понятный скептицизм по этому поводу. И даже если это правда, что Apple будет требовать судебный ордер, прежде чем разрешить китайским правоохранительным органам доступ к данным пользователей, в Китае это всего лишь формальность.
Для компании, которая утверждает, что поступает правильно, ни одно из этих действий не выглядит хорошо.
Но если бы остальной мир ввел санкции против Китая, а Apple продолжала там свои производственные операции, это выглядело бы по-настоящему ужасно.
Да, компания на протяжении многих лет постепенно диверсифицировала свое производство, в Индии, Вьетнаме, Индонезии и других странах. Но ключевое слово здесь — «постепенно».
Я говорил еще в 2019 году, что Apple нужно значительно ускорить эти усилия. С тех пор она значительно их ускорила — но все еще даже близко не приблизилась к тому моменту, когда могла бы стать независимой от Китая.
Apple предприняла самые большие шаги в Индии, но год назад ее амбиции в отношении тогдашнего флагманского iPhone 12 оценивались в 7% до 10%. Это была довольно скромная цель для начала, и с тех пор все пошло не совсем по плану, с серией неудач.
Суровая реальность
Итак, по правде говоря, если бы Китай вторгся на Тайвань завтра, Apple столкнулась бы с суровым выбором: отказаться от своих принципов и продолжить производство там, или закрыть свой самый крупный глобальный производственный центр и увидеть, как ее продажи сократятся до минимума, поскольку она не сможет удовлетворить спрос.
Занять принципиальную позицию против России легко. Сделать то же самое против Китая было бы разрушительно.
Apple, вероятно, думала, что у нее есть годы, чтобы освободиться от зависимости от Китая. Нынешние события показывают, что она, возможно, оставила все на слишком поздний срок.