
Известный юридический эксперт, комментируя различные европейские антимонопольные жалобы на Apple, заявил, что если Spotify выиграет свое дело, то «монополия App Store» в Европе будет уничтожена.
На прошлой неделе сообщалось, что Европейский Союз «финализирует обвинительный акт против Apple» в связи с жалобами Spotify. Хотя это промежуточный шаг, а не окончательное решение, он возложит на Apple бремя защиты от обвинений…
Предыстория
Еще в 2019 году Spotify подал жалобу на Apple в Европейскую комиссию, утверждая, что производитель iPhone предоставил Apple Music «несправедливое преимущество на каждом шагу».
Spotify утверждает, что правила App Store от Apple ограничивают выбор и подавляют инновации.
Spotify указывает на 30%-ную комиссию Apple — которую называет «налогом» — как на ключевой элемент своей жалобы, но также упоминает правила, согласно которым Apple ограничивает возможность сторонних разработчиков приложений общаться с клиентами. В конечном итоге Spotify хочет, чтобы Apple Music была вынуждена соблюдать те же правила, которые Apple налагает на сторонние приложения.
Spotify заявляет, что Apple предоставляет себе «несправедливое преимущество на каждом шагу».
Apple, в свою очередь, обвинила Spotify в «вводящей в заблуждение риторике».
Apple заявляет, что Spotify распространяет «вводящую в заблуждение риторику». Она отмечает, что Spotify получает большую часть дохода от рекламы и партнерских сделок с мобильными операторами, от которых Apple не получает никакой выгоды. Подписки через In-App Purchase составляют небольшой процент бизнеса Spotify — и Spotify хочет платить Apple ноль за продажи этих подписок, фактически пользуясь преимуществами бесплатного приложения, а Apple не получает никакой компенсации от деятельности Spotify.
Антимонопольная жалоба Spotify в Европе может оказаться решающей
Сообщается, что Европейская комиссия готовит «Заявление о возражениях», или, как его еще называют, обвинение против Apple, которое купертиновская компания должна будет оспаривать.
Мы уже объясняли, что ключевым вопросом является фундаментальное определение рынка при рассмотрении вопроса о том, имеет ли компания доминирующее положение.
Apple утверждает, что рынок — это либо «смартфоны», либо «приложения», и поскольку на большинстве рынков, где она работает, ее доля на рынке смартфонов является миноритарной, она никак не может обладать монопольной властью.
Регуляторы конкуренции, как правило, считают, что соответствующим рынком являются «приложения для iOS», и здесь Apple имеет 100%-ную монополию на их продажу и распространение. За редкими исключениями, у разработчика нет другого способа вывести приложение для iOS на рынок, кроме как продавать его через App Store. Кроме того, предустановка Apple таких приложений, как Music, дает ей преимущество перед конкурирующими компаниями, которые должны убеждать потребителей скачивать их приложения.
Флориан Мюллер, ведущий эксперт по антимонопольным вопросам, говорит, что Apple, похоже, проигрывает этот спор.
В Европе доля рынка Apple составляет всего около 30%. Поэтому доминирующее рыночное положение (термин ЕС для того, что в США называют монополией) может быть установлено только путем — что я считаю абсолютно правильным в данном случае — определения рынка, ориентированного на один бренд. Ясно, что Apple не смогла убедить европейских экспертов по конкуренции в том, что рынок должен определяться более широко, например, как все мобильные приложения или все каналы распространения музыки […]
Долгое время я был несколько скептичен относительно того, приведет ли жалоба Spotify просто к «Lex Spotify» или поможет сообществу разработчиков в целом. Изучив ситуацию с антимонопольным законодательством в отношении магазинов приложений более подробно с прошлого лета, и учитывая, что Epic, которая конкретно не жалуется на прямую конкуренцию со стороны Apple, в то время как Spotify обеспокоен Apple Music, присоединилась к расследованию, я определенно теперь болею за Spotify.
Если Spotify добьется успеха в определении рынка, монополия Apple в App Store в Европе будет уничтожена.
Тем не менее, он предупреждает, что этот вопрос не будет решен в ближайшее время.
Это марафон, а не спринт […] SO [Заявление о возражениях] — это не окончательное решение. После SO компания, находящаяся под следствием, получает возможность снова представить свои доводы — затем проводится слушание, и, наконец, выносится решение, которое, в свою очередь, может быть обжаловано. Я повторяюсь в том же посте: это марафон, а не спринт.
Мюллер также считает, что Apple, скорее всего, проиграет отдельное дело в Великобритании против компании.
В Великобритании доля рынка iPhone составляет примерно 50%, поэтому CMA, возможно, даже не придется рассматривать вопрос о рынке, ориентированном на один бренд: в Великобритании нет правдоподобного определения рынка, которое не подпадало бы под антимонопольное законодательство в отношении монополии Apple на распространение приложений на этом рынке.
App Store, вероятно, также столкнется с усилением антимонопольного давления в США.
Фото: Willian Justen de Vasconcellos на Unsplash