Apple подвергается критике за программу независимого ремонта, которую юристы называют «безумной»

Apple анонсировала свою программу независимого ремонта в августе прошлого года. Она предназначена для того, чтобы предоставить небольшим компаниям, не являющимся авторизованными сервисными центрами Apple, доступ к оригинальным запчастям, обучению и ресурсам Apple. Запуск программы рассматривался как позитивный шаг для небольших мастерских, который предоставит большему числу клиентов доступ к легальному ремонту. Однако контракт программы независимого ремонта недавно был опубликован, и Apple столкнулась с резкой критикой со стороны юристов и представителей сообщества ремонтников, которые называют условия контракта «безумными» и «обременительными».

Motherboard недавно получил копию контракта, который должны подписать малые предприятия, чтобы присоединиться к программе независимого ремонта (IRP) Apple, и сообщает, что он включает в себя ряд «условий, которые могут предоставить Apple значительный контроль над участвующими предприятиями».

В качестве примера приводится то, что если компания присоединяется к IRP, Apple оставляет за собой право проводить «внезапные аудиты и проверки со стороны Apple, которые, по крайней мере частично, направлены на поиск и выявление использования «запрещенных» ремонтных запчастей, за что Apple может налагать штрафы».

Даже если компания решит покинуть программу, Apple «оставляет за собой право продолжать проверять ремонтные мастерские до пяти лет».

Эти условия добавляются к тому, что Apple обязывает партнеров программы независимого ремонта не только рекламировать, что они не являются авторизованными сервисными центрами Apple, но также «получать «письменное согласие» от клиентов, подтверждающее, что они понимают, что ремонт производится не авторизованным сервисным центром». И это несмотря на то, что любая компания, участвующая в программе независимого ремонта, должна обеспечить прохождение своим персоналом сертифицированного Apple обучения для любого ремонта с использованием оригинальных запчастей.

Как отметил Натан Проктор, сторонник права на ремонт из Группы общественных интересов США, «это похоже на поход в обычную ремонтную мастерскую, только с той лишь разницей, что она везде, где только возможно, публикует информацию против [самой себя]».

Контракт также предупреждает партнеров IRP о запрете использования «поддельных продуктов или сервисных запчастей», а также «продуктов или сервисных запчастей, нарушающих интеллектуальную собственность Apple». Это вызвало дополнительную обеспокоенность и критику со стороны юристов, поскольку нет четкого определения того, какие части или продукты являются запрещенными.

«Это неоднозначное, субъективное и потенциально очень широкое определение», — сказал Аарон Перановски, профессор права в Университете Кейс Вестерн Резерв. «В результате это дает Apple большой рычаг воздействия на компании, подписывающие это соглашение».

Хотя все это может создать впечатление, что немногие компании решатся на участие в программе, это может быть не так. Для многих решение будет зависеть от того, насколько важным является получение официальных запчастей Apple напрямую от компании.

В то время как несколько ремонтных мастерских, с которыми разговаривал Motherboard, заявили, что никогда не присоединятся к программе из-за ее обременительных условий, другие сказали, что просто ценят возможность получать запчасти напрямую от производителя.

В качестве примера владелец FruitFixed Джастин Кэрролл рассказал Motherboard, что рассматривает программу IRP как «оливковую ветвь» от Apple.

Ознакомьтесь с полным отчетом от Motherboard.