Китай жалуется на App Store Apple, Великий китайский файрвол строится еще выше

Китайские государственные СМИ опубликовали статью, посвященную App Store от Apple, в которой компания критикуется за допущение фальшивых отзывов, побуждающих людей скачивать приложения. Статья была изначально опубликована China National Radio, а затем подхвачена другими изданиями по всей стране, что указывает на возможное усиление давления правительства на Apple в условиях затяжной торговой войны.

Точная претензия касается некоторых длинных отзывов, которые пользователи иногда обнаруживают не имеющими отношения к рассматриваемому ими приложению. CNR назвал это «мошенничеством с загрузками», согласно Abacus, новостной платформе, принадлежащей South China Morning Post:

В отчете утверждается, что в App Store «серьезные проблемы» с фальшивыми отзывами и приложениями, разработанными для мошенничества с людьми, и заявлено, что Apple, похоже, не знает, что с этим делать.

В отчете приводятся два примера пользователей iOS, которые купили приложения, оказавшиеся на первых позициях в результатах поиска и имевшие множество пятизвездочных отзывов. Однако они оказались практически непригодными для использования.

«Раз они вводят пользователей в заблуждение, разве Apple ничего с этим не сделает?» — спрашивает статья, добавляя, что регуляторы должны обратить на это внимание.

Обычно такая история была бы неприятной для Apple, но это зловещий знак, когда она появляется в государственных СМИ. Правительство и контролируемые им СМИ известны тем, что преследуют иностранные компании с помощью новостных репортажей, которые обычно формируются таким образом, чтобы защитить обычного китайского потребителя от крупных, безразличных иностранных конгломератов. Эти кампании часто начинаются с одной истории, а затем набирают обороты со временем, поскольку все больше СМИ подхватывают ее с одобрения правительства, и в интернете появляются новые дискуссии. Это делается для того, чтобы повысить давление и заставить цель подчиниться требованиям Китая.

Если дело дойдет до национализма, у Apple возникнут огромные проблемы. Китайские потребители активно объединяются, чтобы преподать урок вмешивающимся иностранным компаниям — спросите хотя бы Lotte, KFC, United Airlines, Toyota, и список можно продолжать.

Apple уникально уязвима как американская компания, поскольку большая часть ее производства сосредоточена в стране, и она получает значительную долю выручки. Будем надеяться, что для Apple это всего лишь однодневная новость.

AirDrop становится инструментом протеста

Протестующие в Гонконге проявляют немалую изобретательность, чтобы распространять информацию: они обратились к AirDrop. Как сообщал Бенджамин Мэйо ранее на этой неделе, протестующие использовали AirDrop для распространения листовок и других материалов в поддержку своего дела, но появились новые подробности.

Отправка изображений JPEG всем, кто находится в радиусе действия AirDrop, не была бы очень эффективной, поэтому протестующие разработали план, чтобы различать, кому нужен материал, а кому нет. Они использовали очень популярный сайт LIHKG, своего рода гонконгскую версию Reddit, чтобы составить план: протестующие, направляющиеся на мероприятие, меняли имя своего iPhone на слово, начинающееся со слова «自由», что означает «мир». (На самом деле есть еще один, гораздо более вульгарный термин: 自由閪. Вам придется поискать перевод; его знаменито выкрикнул полицейский в адрес протестующего, поэтому протестующие приняли этот термин на себя.) 

Если в названии iPhone не было слова «мир», протестующие знали, что нужно поделиться материалом.

Это уникальный подход, особенно потому, что мишенями в тот день были граждане материкового Китая, у которых дома нет доступа к освещению протестов (об этом ниже). Цифровые листовки были даже написаны на упрощенном китайском языке, который распространен на материке, в то время как жители Гонконга используют традиционный китайский. Это гениальная идея, но интересно, приживется ли она среди протестующих в других местах.

Китай не оставляет сомнений в том, кто управляет интернетом

Эти уличные демонстрации в Гонконге продолжаются уже несколько недель, поскольку жители Гонконга выступают против китайского правительства за посягательство на свободы в городе. (Краткая справка: Гонконг был британской территорией с 1841 по 1997 год, когда Великобритания передала его Китаю. Коммунистическая партия обещала, что жизнь в Гонконге останется неизменной в течение 50 лет, до 2047 года; жителям материкового Китая по-прежнему требуется получить квази-визу и пересечь международную границу, чтобы посетить Гонконг.)

Все знают о «Великом китайском файрволе» и успехе страны в цензуре информации, но VPN или план роуминга данных от другой страны обычно может открыть доступ к запрещенным сайтам, таким как Facebook, Twitter и *The New York Times*. Если люди готовы выложить некоторую сумму денег и так усердно работать, чтобы получить доступ к зарубежным сайтам, правительство обычно пожимает плечами и позволяет это. Реальность такова, что подавляющее большинство китайских граждан в любом случае не интересуются этими сайтами, да и, честно говоря, они на *английском языке*.

Это неформальное «соглашение» существует уже много лет, но недавно Китай начал прерывать доступ к VPN, пытаясь усилить контроль над информацией. Иногда это заходит еще дальше, например, во время пика протестов на прошлой неделе.

В день крупного митинга в Гонконге и последующий день, когда протестующие осквернили политические символы внутри законодательного органа, интернет-соединение в материковом Китае было замедлено до минимума. Самый большой страх Китая — это распространение протестов на материк, где они потенциально могут угрожать Коммунистической партии — именно поэтому доступа к новостям на материке не было.

Я знал, что китайское правительство уже вмешивается в работу VPN-соединений, поэтому перед отъездом я запаслись тремя разными VPN-планами. Они присоединились к SIM-карте Гонконга и двум SIM-картам Google Fi в моей сумке. Я похлопал себя по спине за тщательную подготовку и подумал, что все будет в порядке.

Это оказалось не так.

SIM-карта Google Fi для iPad с данными была нестабильной с момента моего прибытия, что привело к большому разочарованию. Соединение постоянно прерывалось, а когда оно иногда стабилизировалось, скорость переключалась между GPRS и EDGE. (Когда в последний раз вы видели EDGE на своем iPhone?!) Когда я попробовал вторую SIM-карту Google Fi, и она работала не намного лучше, я подумал, что у меня, должно быть, проблемы с аккаунтом. Поэтому я включил роуминг для своего гонконгского плана данных, но у него тоже было очень медленное соединение.

VPN-соединения могут работать кое-как в лучшем случае, но все три моих VPN с трудом подключались. Если одно подключалось, оно через несколько минут разрывало соединение, оставляя меня ни с чем, кроме огромного китайского интернета — который, учитывая его природу, иногда называли крупнейшим в мире *интранетом*.

Я смирился с несколькими днями без Twitter и *The New York Times*, но в среду на прошлой неделе все внезапно вернулось в норму. Утром у меня было LTE-соединение везде без проблем. Так что же произошло?

Гонконгские протесты начались рано на этой неделе, с большим митингом в воскресенье и штурмом законодательного органа во вторник. Китайский премьер-министр находился с визитом на Всемирном экономическом форуме в Даляне в тот же день, так что, возможно, в этот день было усилено ограничение трафика. Известно, что Китай строго контролирует информацию, если его высокопоставленные руководители выступают публично.

Мораль этой истории: если вы собираетесь в Китай, вооружитесь VPN и роуминговыми SIM-картами, если вам нужен доступ в интернет — но *никогда* не предполагайте, что он будет работать.

Китайские спецслужбы устанавливают на мобильные устройства приложения, высасывающие данные

Я видел несколько упоминаний статьи Motherboard за последнюю неделю или около того, но одна деталь была искажена. Телефоны обычно не проверяются при въезде в материковый Китай. Это было бы слишком масштабной задачей, учитывая огромный поток людей на границе каждый день. Проверки происходят *внутри* Китая на границе провинции Синьцзян — что не делает эту практику более простительной.