Мнение: недавние неожиданные решения Apple отражают ее долгосрочную стратегию трансформации

Apple недавно сделала два неожиданных объявления: одно перед праздниками, другое после. Оба указывают на полный масштаб планов компании по трансформации в совершенно другую компанию.

Первое объявление заключалось в том, что Apple Music впервые будет полностью поддерживаться на сторонних колонках. Хотя сервис потокового воспроизведения музыки Apple доступен как приложение на телефонах Android, единственной колонкой, на которой он был нативно доступен, был собственный HomePod компании…

Первоначальное объявление касалось колонок Echo от Amazon, но впоследствии было подтверждено, что он также будет доступен на других сторонних колонках.

Это было неожиданно, потому что до тех пор эксклюзивность Apple Music была причиной покупки HomePod. Не было другой колонки, на которой можно было бы просто попросить Siri воспроизвести исполнителя, альбом, плейлист или жанр и чтобы он транслировался из Apple Music.

После праздников мы получили еще одно неожиданное объявление: ведущие производители телевизоров смогут интегрировать AirPlay 2 в свои телевизоры и использовать голосовые команды Siri для отправки видео на устройства. На данный момент поддержка объявлена для 19 различных моделей телевизоров от четырех разных брендов.

Это фактически делает приставку Apple TV излишней для многих потребителей.

Эти шаги были неожиданными, потому что аппаратное обеспечение Apple всегда было ее главным сокровищем: продукты с высокой маржой, которые обеспечивали основную часть ее дохода. Программное обеспечение и экосистема были направлены на то, чтобы люди продолжали покупать оборудование Apple.

Однако здесь Apple сознательно жертвует продажами аппаратного обеспечения. Она дает нам меньше причин покупать HomePod и меньше причин покупать Apple TV. Она говорит, что доход от услуг важнее, чем аппаратное обеспечение, по крайней мере, в этих двух случаях.

И уже очевидно, что это правильный путь. Доход от услуг достиг 10 миллиардов долларов в прошлом квартале, что уверенно соответствует заявленной Apple цели в 50 миллиардов долларов в год к 2020 году. Услуги уже приносят больше денег, чем продажи iPad.

Большая часть дохода Apple от услуг зависит от того, что люди владеют оборудованием Apple. Это верно в отношении комиссий за приложения, платных уровней iCloud, комиссий Apple Pay, продаж AppleCare и — часто забывается — огромной суммы денег, которую Google платит за то, чтобы быть поисковой системой по умолчанию в iOS.

Но если продажи аппаратного обеспечения замедляются, а Apple хочет продолжать рост доходов от услуг, расширение рынка за пределы собственных устройств является обязательным. И Apple делает это разумно.

Вспомните iPod. Когда он был впервые выпущен, для его использования требовался Mac. Но Apple быстро изменила это, так что в течение года вы могли подключить его к ПК с Windows. Конечно, в то время это было в основном направлено на увеличение продаж оборудования — это значительно расширило рынок для iPod — но это также принесло продажи музыки через iTunes.

Стриминг — это король

Мы находимся на заключительной стадии революции в том, как люди слушают музыку. Если раньше мы покупали CD, а затем загрузки, то сейчас на стриминг приходится 75% всего дохода музыкальной индустрии.

Доходы от потокового воспроизведения музыки выросли на 28% в годовом исчислении до 3,4 миллиарда долларов за первое полугодие 2018 года. Эта широкая категория включает доходы от подписных сервисов (таких как платные версии Spotify, Apple Music, Amazon, TIDAL и другие), цифровых и настраиваемых радиосервисов (таких как Pandora, SiriusXM и другие интернет-радио) и потоковых сервисов по запросу с поддержкой рекламы (таких как YouTube, Vevo и Spotify с поддержкой рекламы). Подавляющее большинство роста доходов индустрии за этот период пришлось на потоковое воспроизведение музыки.

В 2015 году я задавался вопросом, перестану ли я когда-нибудь покупать музыку. Сегодня я могу заявить, что ответ оказался: да, абсолютно.

Мы наблюдаем то же самое в сфере телевидения и кино. Подписные стриминговые сервисы, такие как Netflix и HBO, давно генерируют больше дохода, чем продажи DVD/Blu-ray, и мы видим растущую тенденцию к отказу от кабельного телевидения, которая в конечном итоге приведет к тому, что стриминг превзойдет кабельное ТВ.

Потоковое воспроизведение музыки и видео — это то, откуда придет весь будущий рост, и Apple хочет иметь возможность полностью использовать этот факт.

Меняющаяся роль iPhone

Это не означает, что важность iPhone скоро снизится. Он по-прежнему приносит большую часть доходов и прибыли Apple и будет делать это в обозримом будущем.

Он также остается «входным билетом» для многих к другим продуктам Apple, включая Apple Watch, iPad и Mac.

И, как уже упоминалось, большая часть дохода Apple от услуг по-прежнему зависит от аппаратного обеспечения Apple.

Но роль iPhone будет меняться. Поскольку темпы разработки смартфонов замедляются, а циклы обновления удлиняются, Apple больше не может полагаться на то, что люди будут исправно покупать новые iPhone каждые один или два года. Средний цикл обновления теперь ближе к трем годам, чем к двум, и вам достаточно прочитать комментарии к статьям здесь, чтобы увидеть, что даже некоторые читатели 9to5Mac теперь планируют обновлять свой iPhone каждые 3-4 года.

iPhone останется важным источником дохода от аппаратного обеспечения, но он все в большей степени будет служить «краном», открывающим доступ к доходам от услуг. От продаж приложений, от хранения iCloud, от комиссий Apple Pay и, что особенно важно, от потоковой передачи музыки и видео.

Именно iPhone с наибольшей вероятностью ознакомит людей с Apple Music — и если они смогут получить к нему доступ на своих существующих умных колонках или на новых, которые стоят значительно меньше 349 долларов, то они с гораздо большей вероятностью подпишутся на сервис.

С телевизорами ситуация иная. Несмотря на годы спекуляций и заявления Стива Джобса о том, что он наконец «взломал» секрет революционного пользовательского интерфейса телевизора, Apple не выпустила собственный телевизор, и теперь ясно, что этого никогда не произойдет. Учитывая, что люди будут покупать телевизоры других брендов, наиболее вероятным способом привлечь их внимание к будущему предложению Apple в области видео, когда оно наконец появится, будет появление значка на экране их телевизора. А AirPlay 2 на сторонних телевизорах — это первый шаг на этом пути.

Таким образом, хотя объявления Apple были неожиданными в изоляции, они имеют идеальный смысл как часть долгосрочной стратегии по трансформации компании в такую, которая получает гораздо большую долю доходов от услуг — как существующих, так и других, находящихся в разработке.

Фото: Shutterstock


Смотрите 9to5Mac на YouTube для получения дополнительных новостей об Apple: