
В то время как Apple продолжает глобально расширять свою розничную сеть, рост магазинов в Китае за последние несколько лет замедлился. Новый отчет от The Information пытается объяснить многогранные трудности Apple в Китае, связанные с юридическими проблемами, мошенничеством, конкурентами и высокими стандартами, которые препятствуют быстрому расширению.
Во время отчета о доходах за третий квартал 2018 года в июле Apple сообщила, что недавно открыла свой 50-й розничный магазин в Большом Китае — Apple Cotai Central. По данным The Information, эта веха была бы достигнута раньше, если бы не изменения на рынке. Вместо этого Apple вышла на новые рынки в 2018 году, включая Южную Корею, Австрию, а вскоре и Таиланд. Часть этого сдвига может быть связана с колеблющимся альянсом смартфонов в Китае. Некоторые клиенты выбирают более дешевые местные бренды телефонов, такие как Oppo, Vivo или Xiaomi. В ответ на это Apple пришлось пересмотреть расположение своих китайских магазинов:
Apple теперь перепозиционирует свои 42 магазина на материковой части Китая — страны с населением 1,4 миллиарда человек — чтобы обслуживать местных жителей и туристов из небольших китайских городов, вместо того чтобы пытаться охватить страну множеством локаций. Количество магазинов в Китае резко контрастирует с более чем 270 точками, которые компания имеет в США, население которых составляет менее четверти населения Китая.
Apple Cotai Central, расположенный за пределами материкового Китая в специальном административном районе Макао, окружен роскошными отелями, казино и магазинами, привлекающими туристов. Аналогично, Apple Suzhou, новейший китайский магазин компании, находится за пределами мегаполиса Шанхая.
В отчете также рассматривается сомнительная деловая практика и широко распространенное мошенничество, с которым Apple столкнулась при строительстве магазинов в Китае. Например, государственные служащие часто подкупают Apple в надежде получить бесплатную продукцию. Мошенники пытаются использовать политики и акции Apple, даже пользуясь ежегодными акциями «Назад в школу», где при покупке другого продукта предлагаются бесплатные наушники Beats:
Однажды утром к магазину Apple в Пекине подъехали два чартерных автобуса, в которых находилось около 80 студентов, ведомых мужчиной с флагом, как у туристического гида, по словам бывшего сотрудника, ставшего свидетелем этого события. Один мужчина выстроил их в очередь у магазина и присвоил каждому студенту номер. Второй вручил им кредитную карту, как только они оказались внутри. Третий ждал снаружи, чтобы забрать ноутбуки и наушники.
Студенты, завербованные из онлайн-чатов, связанных с близлежащими университетами, получили по 10 долларов за свои усилия, сказал бывший сотрудник. По словам бывших сотрудников, аналогичные схемы происходили в магазинах Apple по всей стране каждый год.
Ранее в этом месяце были опубликованы подробности о проблемах Apple с мошенничеством при ремонте iPhone в Китае — схемами, которые обошлись компании в миллиарды долларов. Сегодняшний отчет отмечает, что процент возвратов был неизменно высоким, в некоторых случаях очереди растягивались вокруг здания. Эти возвраты подпитываются, в частности, серым рынком перекупщиков iPhone, которые не смогли распродать свои запасы.
В сочетании с избирательным вкусом в выборе недвижимости, потребностью в больших площадях и высокими требованиями к персоналу эти проблемы привели к фактической паузе в экспансии в Китае. В течение 2017 и 2018 годов было открыто всего 5 новых магазинов, тогда как только в 2016 году их было открыто 17.
В отчете также отмечается, что «запланированный розничный магазин во внутреннем городе Чанша, в 700 милях к западу от Шанхая, был недавно отменен, несмотря на то, что юридическое лицо для магазина было зарегистрировано в прошлом году, согласно регуляторным документам». Другой магазин, запланированный для города Харбин, также еще не появился.
1 ноября Apple опубликует свой отчет о доходах за четвертый квартал 2018 года, где мы, возможно, получим больше информации о сильных позициях Apple в Китае. Завтра ожидается анонс новых iPad и Mac — продуктов, которые могут оказать огромное влияние на работу в магазинах.
Следите за руководством по розничной торговле от 9to5Mac для получения новостей о магазинах.
Смотрите 9to5Mac на YouTube для получения дополнительных новостей об Apple: