
Выступая сегодня перед комиссарами по вопросам конфиденциальности, генеральный директор Apple Тим Кук процитировал слова Стива Джобса о конфиденциальности данных, сказанные еще в 2010 году.
Стив Джобс недвусмысленно заявил: «Конфиденциальность означает, что люди понимают, на что они соглашаются, простым языком и неоднократно».
На мой взгляд, в этом заявлении примечательны три вещи…
Во-первых, насколько проницательным был этот комментарий в то время, когда конфиденциальность не была такой горячей темой, как сегодня. Конечно, это вызывало определенную озабоченность, но тогда больше внимания уделялось возможностям, которые открывали данные. Немногие могли предположить, насколько масштабной проблемой конфиденциальность данных станет в мире за пределами Кремниевой долины.
Возможно, Стив предвидел, что конфиденциальность данных станет темой для широкого освещения в СМИ, а может, и нет, но он понимал, что это важный вопрос, по которому Apple должна была четко сформулировать свои принципы.
Во-вторых, Стив знал, что суть проблемы — согласие. Вы можете предложить людям любую сделку: сбор огромных объемов данных, сбор умеренных объемов данных, сбор вообще никаких данных. Важно, чтобы пользователи имели право выбора.
В-третьих, как видно из полного контекста ниже, Стив уже знал, что нельзя обязательно доверять технологическим компаниям делать правильные вещи. Необходимо внедрять механизмы защиты от сомнительного поведения, будь то технические или юридические. В качестве примера он привел то, что Apple не ввела правило, обязывающее приложения запрашивать разрешение на доступ к данным о местоположении, а разработала iOS таким образом, что запрос делает операционная система, а не само приложение. Приложение не может получить доступ к данным о местоположении, не запросив его через API Apple, а API не может предоставить разрешение без запроса у пользователя.
Сегодня Apple поддерживает федеральное законодательство по защите персональных данных.
Конфиденциальность данных — это согласие, а не абсолют
Стив продолжил: «Я считаю, что люди умны. Одни люди хотят делиться информацией больше, чем другие. Спросите их».
«Я считаю, что люди умны. Одни люди хотят делиться информацией больше, чем другие. Спросите их».
На мой взгляд, этот момент иногда упускается из виду в различных дискуссиях на эту тему.
Существует мнение — довольно часто встречающееся в комментариях к статьям о Google или Facebook — что сбор данных по своей сути плох. Что любая бизнес-модель, где «вы — продукт», является злом.
Стив этого не говорил. Он говорил, что если вы хотите получить доступ к данным, вы должны четко обозначить условия сделки и позволить людям выбирать.
Меня беспокоит конфиденциальность данных, но я выбираю использовать множество сервисов Google. Я использую Google как поисковую систему. У меня есть три разных аккаунта Gmail. Я использую приложение Google Authenticator. Я пользуюсь Google Flights.
В нескольких случаях, когда у Apple и Google есть конкурирующие продукты, я предпочитаю продукт Google. Например, я предпочитаю Google Карты Apple Картам. И хотя я полностью использую синхронизацию фотографий Apple между устройствами, Google Photos — это мой основной сервис для облачного хранения и поиска моих фотографий.
Существует бесчисленное множество веб-сайтов, онлайн-сервисов и приложений, которые буквально не могли бы существовать без нашего согласия на какой-либо обмен данными ради личной выгоды. Мир был бы беднее без них.
Главное заключается в том, что в том, чтобы «быть продуктом», нет ничего плохого, если компании открыто говорят об условиях сделки, и мы можем сделать осознанный выбор, принимать ли ее.
Даже Apple не может предлагать свои услуги без обмена данными для получения выгоды. Разница в том, что Apple более осторожна, чем большинство компаний, когда речь идет о минимизации объема собираемых данных и обеспечении информированного согласия на их сбор. Это урок, который другие компании продолжают усваивать сегодня.
Информированное согласие — вот что имел в виду Стив, говоря о конфиденциальности данных. Он был прав в 2010 году, и он прав сегодня.