
«Creative Selection» — книга от создателя оригинальной клавиатуры iPhone — уже доступна (Amazon, iBooks) и рассказывает о процессе разработки программного обеспечения Apple для iPhone, iPad и многого другого.
Написанная инженером, создавшим оригинальную клавиатуру iPhone, это моя любимая книга, посвященная «современной» эпохе Apple. В ней рассказывается о стратегии принятия решений Apple под руководством Стива Джобса, о том, каково это — проводить презентации самому Джобсу, подробно рассказывается о создании клавиатуры iPhone и многом другом. Читайте дальше мой обзор лучших моментов книги.
Автор, Кен Косиенда, работал в Apple с 2001 по начало 2017 года. Косиенда работал над Safari для Mac, iPhone, iPad и Apple Watch. Большая часть материала посвящена зарождению и итеративной разработке программной клавиатуры для первого iPhone. Попутно Косиенда описывает свой подход к успешному дизайну продуктов, который он называет «творческим отбором».
Книга начинается с того, что Косиенда погружен в разработку планшета Apple летом 2009 года, ожидая за пределами конференц-зала, чтобы провести презентацию Стиву Джобсу. Ему было поручено создать клавиатуру для iPad. Повествование просто великолепно. Это не просто объяснение того, как Косиенда сотрудничал с Басом Ордингом из команды Human Interface для создания прототипа. Анекдот также отлично иллюстрирует, как устроена Apple.
Косиенда начинает с презентации своим коллегам и непосредственному руководителю Анри Ламирау. Скотт Форстолл регулярно рецензирует прогресс, и успешная презентация Форсталлу в конечном итоге приводит к презентации Джобсу для окончательного утверждения. Каждый этап управленческой цепочки действует как дополнительный фильтр обратной связи, доработки и рецензирования.
Это вторая презентация Косиенды знаменитому генеральному директору, но его рассказ ясно дает понять, что она не менее волнующая. Хотя Форстолл попросил его лично продемонстрировать клавиатуру Джобсу, и он уже делал это раньше, «привилегия» по-прежнему была очень шатким положением, которое могло быть отозвано в любой момент, а плохая презентация отражалась бы как на Косиенде, так и на Форстолле как поручителе.
Это показывает, как рядовые инженеры Apple могли регулярно проводить презентации другим, кроме своих непосредственных начальников (вплоть до самого Джобса), если считалось, что они пройдут проверку. Это также подчеркивает, как Джобс действовал как высший автор и редактор всего важного.
Предложение Косиенды по клавиатуре iPad заключалось в наличии двух раскладок: одна, похожая на клавиатуру Mac с большим количеством клавиш, и другая, похожая на увеличенную клавиатуру iPhone с большими клавишами, приближенными к физическому размеру клавиш ноутбука. Кнопка «зум» рядом с пробелом переключала между этими двумя режимами. Ординг разработал классную анимацию для переключения между ними, которую запрограммировал Косиенда.
Когда Джобс увидел демонстрацию, он поиграл с ней минуту или две. Джобс сравнил оба режима и заявил: «Нам нужен только один из них». Он спросил Косиенду, какую раскладку он предпочитает, и на этом решение было принято. Дизайн с увеличенными клавишами был выпущен на iPad всего через несколько месяцев.

Эти «комиксовые» наброски разбросаны по всей книге, чтобы помочь создать мысленный образ.
Напряжение момента ощущается просто при чтении. Это идеальный пример, подчеркивающий выгоду — выбор Косиенды определил то, чем пользовались миллионы покупателей iPad каждый день — и давление необходимости выступать под прямым взглядом Джобса. В комнате с другими руководителями Apple и старшими менеджерами, такими как Форстолл и Ламирау, Джобс спросил Косиенду, что им следует выбрать. Он ожидал, что люди, которые проводили для него презентации, будут не просто докладчиками, они были достойны, если были убеждены в том, что представляли.
Также есть несколько замечательных деталей, например, тот факт, что все это происходит в мрачной конференц-зале с обычными столами и маркетинговым постером OS X Jaguar на стене. Почему Джобса так сильно волновали продукты, которые были перед ним, но не декор комнаты, которую он использовал еженедельно? Эта книга поднимает множество подобных вопросов.
После этой главы книга в основном следует хронологическому порядку. Косиенда описывает, как он пришел работать в Apple в 2001 году и свой первый проект — создание Safari. В то время основным выбором веб-браузера на Mac был Internet Explorer, и Apple решила, что хочет контролировать свое будущее.
Эти ранние главы показались мне не такими захватывающими, как история с iPad. Признаюсь, сложно превзойти встречу со Стивом Джобсом. Это не значит, что глава не нужна или является просто наполнителем. Это все еще отличная часть в основном нерассказанной истории Apple, и она хорошо подводит к объяснению того, как Косиенда был вовлечен в работу над iPhone. Однако объяснения того, как программисты пишут код, вероятно, следовало бы опустить.
После выпуска Safari начальник Косиенды, Дон Мелтон, получил повышение, но Косиенда не получил повышения до менеджера Safari, которого, по его мнению, он заслуживал. Он проходил собеседования в Google, стремясь к продвижению по карьерной лестнице в другом месте. Косиенда объясняет, как Форстолл уговаривал его остаться и дал ему новый проект — улучшить приложение Mail для OS X, чтобы обеспечить редактирование сообщений в формате HTML.
После выпуска Safari 1.0 Косиенда просит о повышении на открывшуюся вакансию менеджера, отвечающего за OS X Sync Services. Он получает эту работу… но быстро возненавидел ее. Это приводит к одному из лучших отрывков во всей книге:
Однажды я столкнулся с парнем, который занимался маркетингом некоторых продуктов в организации Скотта, включая Safari. Он всегда напрямую работал с Доном над сообщениями для веб-браузера, но я часто видел его в коридоре Safari, поэтому мы остановились, чтобы поболтать.
«Привет, Кен. Как тебе твоя новая руководящая должность?»
«Привет, Курт, хорошо», — соврал я. Тем не менее, я подумал, что этот короткий разговор может иметь серебряную подкладку. Я сделал свое предложение. «Итак, теперь, когда я руковожу Sync Services, может быть, мы с тобой сможем сотрудничать над маркетингом для него?»
Когда Курт услышал мое предложение, его выражение лица изменилось. Он нервно рассмеялся, а затем сообщил мне плохие новости, раскрыв мне факт, который был очевиден ему, но о котором я ничего не знал.
«Кен, мы не занимаемся маркетингом синхронизации. Мы действительно не считаем это … ну … клиентской технологией».
Курт казался наполовину смущенным за себя, наполовину — за меня. Я сразу понял, что «клиентская» — это эвфемизм Курта для «важной», по крайней мере, с его точки зрения в отделе маркетинга.
Вы можете просто почувствовать этот удар под дых. Четкая ориентация Apple не оставляет места для компанейства или дружелюбия ради него самого. Косиенда перешел от работы над вещами, которые находились в ведении Стива Джобса (который настаивал на быстром веб-браузере Apple и лучшем приложении для электронной почты Mac), к чему-то, что по-прежнему технически затрагивало клиентов, но Apple не считала это значимым. Sync Services ближе к реализации, чем к функции.
Как это привело к работе Косиенды над iPhone? В этот момент времени началась работа над Purple, и Косиенда узнал, что ведется какой-то секретный проект, но не знал, какой именно. Он сказал своему менеджеру (Ламирау), что хочет работать над следующим большим делом, иначе он уходит из Apple. Безусловно, смелый выбор, учитывая, что он всего пару месяцев назад занял должность Sync Services.
Однако через несколько дней его смелость окупилась. Он был принят в проект Purple, подписав еще одно соглашение о неразглашении, и оказалось, что Форстолл хотел, чтобы та же технология редактирования HTML-текста из приложения OS X Mail использовалась для редактирования текста в приложениях, таких как Notes и Mail на iPhone. Это стало работой Косиенды.
Это приводит к шестой главе, которая начинает обсуждение эволюции клавиатуры iPhone. Вы можете получить представление о том, что охватывается в этом разделе из статьи, которую мы опубликовали в прошлом месяце, но будьте уверены, сама книга содержит гораздо больше деталей. Я не хочу повторять все здесь, но будьте уверены, это фантастическое чтение. Ранние прототипы клавиатуры сопровождаются иллюстративными макетами для помощи воображению.

Одна вещь, которая сбила меня с толку, когда я впервые прочитал книгу, заключалась в том, что каждый из этих набросков скриншотов обрамлен скругленной рамкой и имеет строку состояния с точками сотовой связи в стиле iOS 7 и культовым временем 9:41. Изначально iPhone был выпущен с полосками сигнала, но дизайн круга определенно обсуждался в то время, как выяснилось в патентных процессах Apple-Samsung. Я спросил Косиенду об этом, и он сказал, что дизайн строки состояния не отражает мысли того времени; это просто то, что он сделал, чтобы скриншоты выглядели красивее на странице. Так что имейте это в виду.
После того, как Форстолл выбрал клавиатуру Косиенды победителем в «демо-дерби», Косиенда был назначен непосредственно ответственным за клавиатуру iPhone. Очевидно, что выигрышный дизайн не был тем, что было выпущено в 2007 году, и книга тщательно излагает знаковые моменты, когда прототип конца 2005 года превратился в окончательную клавиатуру iPhone.
Существует отличный контраст в том, как Форстолл описывает прототип как «удивительный», в то время как последующие демонстрации Шиллеру и Фаделлу далеко не так восторженны. Косиенде приходится возвращаться к чертежной доске несколько раз, и каждый из этих этапов подробно описан в следующих нескольких главах. Происходит постепенная «конвергенция» к окончательному дизайну, прерываемая некоторыми впечатляющими неудачами на этом пути.
До конца 2006 года клавиатура iPhone включала панель предложений, похожую на QuickType, для предложения альтернативных исправлений. Форстолл велел Косиенде удалить ее в ноябре. Такой фундаментальный элемент, как метод ввода, все еще находился в стадии разработки всего за шесть недель до того, как Джобс представил iPhone миру в январе 2007 года.
В хронологии продуктов Apple «Creative Selection» заканчивается iPad. Каким бы ни было участие Косиенды в бурной доработке iOS 7 или Apple Watch, эти темы здесь не затрагиваются. Фактически, слова «Apple Watch» упоминаются в книге всего один раз, в сноске. Вы не прочитаете о последствиях и результатах эпохи после Джобса в этой книге. Есть мимолетное упоминание о том, что культура разработки программного обеспечения Apple изменилась в эпилоге, но это не детализируется.
Книга завершается последним взаимодействием Косиенды со Стивом Джобсом. Косиенде было поручено создать четырех- и пятипальцевые жесты многозадачности, которые были введены для бета-тестирования разработчиками в iOS 4.3 и выпущены для всех клиентов в iOS 5. Он изобрел пятипальцевое сжатие «scrunch» для возврата на домашний экран и многопальцевые смахивания для переключения между приложениями. Косиенда снова описывает презентацию новых функций Джобсу, и Джобс — короче говоря — в восторге от них. Время идет вперед, и Косиенда просит Ламирау организовать финальную демонстрацию для Джобса, чтобы получить одобрение на новые жесты для выпуска в iOS 5:
Анри ответил, покачав головой, и деловито сказал: «На данный момент я думаю, что мы должны использовать жесты многозадачности в их текущем виде».
Мы закончили наш разговор через несколько минут, и когда я вышел из офиса Анри и направился по коридору, я снова услышал его слова в своем сознании.
«На данный момент…»
Тогда меня осенило. Анри знал: Стив больше не вернется. Примерно через шесть недель Стив ушел со своего поста генерального директора Apple. Примерно через шесть недель после этого его не стало.
Этот обзор высокого уровня, надеюсь, даст вам представление о том, чего ожидать от «Creative Selection». Любой поклонник Apple будет в восторге, прочитав полные анекдоты, полные цитаты, полный рассказ о том, каково было работать в Apple. Почему значки приложений iPhone были квадратными по 57 пикселей? Как Джобс репетировал свои ключевые доклады? Каково было держать настоящий iPhone в руке после долгих лет работы с прототипом аппаратного обеспечения, подключенным кабелем? Эта книга отвечает на все эти вопросы и на многие другие.
Если вы когда-либо задавались вопросом, как создается продукт Apple, вам стоит прочитать эту книгу. Она воплощает экспозицию управленческой иерархии Apple, процесса разработки продукта и культуры, основанной на презентациях, в убедительный рассказ о карьере Косиенды на передовой.
«Creative Selection» доступна на Amazon, в iBooks Store, у многих других розничных продавцов, а также в аудиокниге на Audible. Найдите больше информации и другие отзывы здесь.