
20-летний юбилей — это само по себе значимое событие, но еще более важное, когда речь идет о компьютере. Немногие технологические продукты могут похвастаться таким достижением в индустрии, где меняющиеся предпочтения клиентов и экспоненциальный технический прогресс могут быстро обесценить даже самые продуманные планы.
В это воскресенье линейка iMac от Apple пополнит клуб 20-летних. Ее пропуском в этот клуб стали два десятилетия ценных уроков и идей, которые рассказывают новейшую историю индустрии персональных компьютеров и раскрывают приоритеты и ценности Apple. Хронология iMac повествует о многом — о переосмыслении и бизнес-стратегии, о программном и аппаратном обеспечении.
Пожалуй, ничто не столь значимо, как история дизайна iMac. Исследования в области цвета, формы, материалов и миниатюризации знаменовали собой значительные прорывы на протяжении многих лет. На этой юбилейной неделе мы рассмотрим эволюцию дизайна iMac.
Извините, бежевого не будет
В начале 1998 года возрожденная Apple была занята заполнением своей новой продуктовой матрицы из четырех квадрантов. Следующим в очереди был настольный компьютер потребительского класса — сегмент рынка, который стал вялым и лишенным вдохновения. Бежевые башни по-прежнему доминировали на рынке, и даже собственные разработки Apple выглядели почти так же, как и десятилетие назад. У Apple была возможность произвести фурор, и они ею воспользовались.
Оригинальный iMac стал продуктом, полным новаторских решений. Это был первый компьютер Apple, созданный для эпохи Интернета (отсюда и буква i). Это был первый, в котором отказались от всего устаревшего ввода-вывода в пользу более современного стандарта USB. И это был первый, который показал, что компьютеры могут быть крутыми. Для разработки iMac Apple привлекла свою скрытую команду промышленного дизайна — группу, которой предыдущее руководство компании уделяло недостаточно внимания. Хотя iMac не был первым продуктом Apple, в котором использовался полупрозрачный пластик, он был определенно более «анти-ПК», без единого пятнышка бежевого цвета.
Тогдашний вице-президент по промышленному дизайну Джони Айв, разрабатывая оригинальный iMac, задавался вопросом: «Какой компьютер был бы у Флинстоунов?». Ретрофутуризм играл незаметную, но важную роль в привлекательности компьютера для клиентов, напоминая как эстетику, использованную в анимационном сериале, так и даже винтажные компьютерные терминалы. Яркие цвета iMac также воплощали дух пишущих машинок Olivetti 1960-х годов, которые отличались использованием цвета на рынке, где доминировали тусклые, корпоративные дизайны.
Высокотехнологичный цвет
«Bondi blue» — цвет, выбранный для первого iMac, предположительно назван в честь вод пляжа Бонди в Сиднее, Австралия. В начале 1999 года Стив Джобс анонсировал линейку из пяти новых iMac различных цветов: черничный, виноградный, мандариновый, лаймовый и клубничный. Цвета делали компьютер более человечным и позволяли пользователям выражать себя. Даже профессиональные продукты Apple позже получили всплеск цвета, например, линейка Studio Displays, вдохновленная iMac, дебютировавшая в 1999 году.
Инженерное создание цветных, полупрозрачных Mac оказалось непростой задачей. По словам Джобса, пластика такого типа просто не существовало, когда Apple начала свои исследования. Команды компании потратили более 6 месяцев на определение того, как получить желаемые цвета.
https://www.youtube.com/playlist?list=PLOmjphUwlvXxFkaQgHVvxHKkF3YvkmFQt
Плейлист: рекламные ролики Apple для iMac с демонстрацией цветов.
Менее чем через год iMac претерпел очередное значительное изменение в дизайне. Улучшенный дизайн, включая более короткий корпус, улучшенные динамики и щелевой оптический привод, сгладил острые углы компьютера. Apple миниатюризировала внутренние компоненты, сделав новый iMac безвентиляторным и еще более полупрозрачным. Вентиляция была незаметно добавлена вокруг ручки компьютера для конвекционного охлаждения. Помимо пяти ранее предложенных цветов, специальная версия iMac была доступна исключительно в полупрозрачном графитовом оттенке.
Apple продолжала экспериментировать с цветами iMac в последующих моделях. В 2000 году 4 новых цвета — индиго, рубиновый, шалфейный и снежный — присоединились к графитовому в различных ценовых категориях, заменив 5 оригинальных цветов. Вместе с iMac также поставлялись новые клавиатура и мышь Apple Pro, последняя оказалась гораздо более эргономичной и популярной среди покупателей, чем мышь «хоккейная шайба», которая шла с первыми iMac.
Все 13 цветов iMac на базе G3.
В начале 2001 года рубиновый, шалфейный и снежный цвета уступили место двум новым «цветам», над которыми Стив Джобс работал 18 месяцев. iMacs «Flower Power» и «Blue Dalmatian» имели узоры, отлитые непосредственно в пластиковый корпус, а не нанесенные в виде наклеек. В июле того же года «Снежный» вернулся, а оба узора были сняты, оставив в линейке три цвета.
Идеальный цифровой центр
На Macworld San Francisco в 2002 году обсуждение дизайна iMac сместилось с цвета на форму. Требовался полный редизайн для перехода от ЭЛТ-дисплеев к жидкокристаллическим технологиям. Apple решила не «пилить» существующий iMac, а создала совершенно новую форму, которую Джони Айв охарактеризовал как «кажущуюся неподвластной гравитации». 15-дюймовая ЖК-панель, подвешенная на полированном кронштейне, была закреплена на куполообразном основании, в котором располагались компоненты iMac. Сохраняя корпус компьютера отдельно от дисплея, ЖК-панель могла оставаться тонкой и «верной себе», по словам Стива Джобса.
Новый дизайн стал прекрасным примером того, как ограничения могут способствовать элегантным решениям. Вместо того чтобы ждать, пока технологии компонентов догонят их дизайнерские амбиции, Apple превратила ограничение в функцию. Хотя объективно новый iMac выглядел более современно, чем его предшественник, он сохранил очарование оригинала. Некоторые назвали его «iMac-лампа Luxo», имея в виду Luxo Jr. от Pixar, а другие сравнивали его со знаменитой линейкой телевизоров Philco Predicta 1950-х годов. Pixar даже сотрудничала с Apple, создав два анимационных ролика с участием iMac. Радикальный дизайн компьютера сегодня заслужил ему место в отделе архитектуры и дизайна Музея современного искусства.
Стоит отметить, что новаторский дизайн Apple не обошелся без компромиссов. Все модели iMac снова были оснащены вентилятором. В комплекте с компьютером шли Apple Pro Speakers, которые были лучше внутренних динамиков компьютера, но за счет дополнительных проводов на вашем столе. Модели iMac с диагональю 17 и 20 дюймов, выпущенные позже в 2002 и 2003 годах, расширили границы визуального баланса, достигнутого в 15-дюймовой модели. А щелевые оптические приводы, являвшиеся изюминкой предыдущего поколения, исчезли из этой версии. Опять же, Apple воспользовалась этим ограничением, использовав лотковый привод, чтобы персонифицировать компьютер. В телевизионной рекламе iMac, выставленный в витрине магазина, имитирует пешехода, высовывая «язык».
От создателей iPod
Заявление Apple для следующего поколения iMac было простым: «От создателей iPod». Одно предложение лаконично говорило о том, как быстро бизнес Apple трансформировался благодаря музыкальному плееру. Когда-то iPod был лишь аксессуаром для одной цели, а теперь стал неотъемлемой частью современного цифрового образа жизни и напрямую повлиял на дизайн более крупных продуктов Apple.
На первый взгляд, дизайн iMac G5 противоречит заявлениям Стива Джобса, сделанным менее чем за три года до этого при представлении системы предыдущего поколения. Весь компьютер был спрятан за дисплеем, с приводами, расположенными параллельно дисплею. Даже сегодня комментаторы указывают на это событие как на пример того, как Стив Джобс отступил от своих слов. Скорее всего, просто технология, необходимая для размещения iMac в относительно тонком корпусе без ущерба для производительности, наконец-то стала доступна.
С профилем чуть менее 2 дюймов в глубину и установленный на алюминиевой подставке, Apple утверждала, что iMac G5 был самым тонким настольным компьютером в мире на тот момент. Профессиональная линейка Cinema Displays, анонсированная ранее в том же году, имела очень схожий дизайн и толщину с новым iMac, но была обрамлена алюминием, чтобы соответствовать Power Mac G5. Пластиковый корпус iMac, напротив, дополнял другие потребительские продукты Apple, такие как iBook и iPod. Вернулись щелевые приводы, а съемная задняя панель делала систему легко расширяемой и обслуживаемой.
Куда делся компьютер?
В октябре 2005 года корпус iMac G5 был сделан тоньше, с коническими краями и перенесенными портами ввода-вывода на заднюю панель. Apple также интегрировала камеру iSight над дисплеем — впервые для Mac. Ранее для видеоконференций требовалась покупка отдельной камеры iSight от Apple — большой, стоимостью 150 долларов, подключаемой через кабель FireWire. Обновленный iMac G5 также поставлялся с новым 6-кнопочным инфракрасным пультом Apple, аксессуаром, предназначенным для управления медиаприложением Front Row в Mac OS X, а позже использовавшимся с Apple TV первого поколения. Когда пульт не использовался, он магнитно крепился к боковой стороне iMac.
Более тонкий дизайн G5 просуществовал всего несколько месяцев, прежде чем Apple объявила, что iMac станет первым Mac, оснащенным процессорами Intel. Практически мгновенно компьютер, работающий вдвое быстрее, уместился в том же корпусе. Обновление в сентябре 2006 года добавило в линейку 24-дюймовую модель — самый большой дисплей iMac на тот момент.
«Все-в-одном» для всех
Так же, как iPod вдохновил дизайн iMac G5, iPhone вдохновил следующее поколение настольных компьютеров Apple. Большой глянцевый дисплей, обрамленный черной стеклянной рамкой и алюминиевым корпусом, мгновенно сделал iMac более современным. Пластик был почти полностью исключен, за исключением матовой черной задней панели. Соответствующие ультратонкие алюминиевые клавиатуры завершали образ. Один видимый винт на внешней оболочке использовался для доступа к слоту расширения оперативной памяти. Аналогичный стиль появился в Apple Cinema Display и MacBook с унифицированным корпусом.
Помимо того, что алюминиево-стеклянный корпус дополнял iPhone, он предлагал Apple ряд преимуществ. Стив Джобс отметил, что профессиональные пользователи сочли новый дизайн более похожим на профессиональный компьютер, чем предыдущая модель, а потребители — еще более похожим на высококлассный потребительский продукт. Эта обратная связь, возможно, способствовала решению Apple отдать предпочтение алюминию и стеклу вместо белого пластика для своего потребительского MacBook в 2008 году.
Алюминий и стекло также хорошо поддаются переработке. Допуски Apple к экологически чистому дизайну постоянно ужесточались, а переход на дисплеи размером 20 и 24 дюйма означал, что в каждой машине будет использоваться больше материалов. Переход от пластика к алюминию и стеклу стал большим шагом вперед в плане устойчивости.
Для вашего удовольствия от просмотра
Если алюминий и стекло придали iMac более профессиональный вид, то он должен был и так ощущаться. Представленные в октябре 2009 года 21,5- и 27-дюймовые iMac были в первую очередь ориентированы на дисплеи. Широкоформатные панели с LED-подсветкой были пригодны для потребления мультимедиа и творческих приложений. Увеличенная ширина корпуса также означала возможность использования более мощных внутренних компонентов.
Хотя дисплеи стали самым значительным изменением, Apple внесла и другие небольшие доработки в дизайн iMac. Стекло от края до края и полностью алюминиевая задняя панель создали более цельный вид. Беспроводная клавиатура и новая мышь Magic Mouse поставлялись в стандартной комплектации, заменив Mighty Mouse и проводную клавиатуру Apple с цифровым блоком. Пульт для управления Front Row больше не входил в комплект.
Сделано на грани
Стремление сделать iMac еще тоньше побудило Apple разрабатывать и совершенствовать новые и существующие инженерные процессы для моделей 2012 года. Ламинированная панель, покрытая процессом плазменного напыления, сделала дисплей тоньше и на 75% менее отражающим. Алюминиевый корпус компьютера имел края, слишком тонкие для легкой сварки традиционными методами, поэтому Apple обратилась к процессу сварки трением, который чаще используется при строительстве авиационных деталей. Эти и другие усовершенствования привели к 40-процентному сокращению внутреннего объема компьютера. Уменьшившись до толщины всего 5 мм, новый iMac все еще имел выпуклость в центре, но умело ее маскировал. «Разве не удивительно, как что-то новое мгновенно делает предыдущую вещь устаревшей?» — прокомментировал старший вице-президент по маркетингу Фил Шиллер во время презентации 2012 года.
Поскольку дизайнерские достижения iMac все чаще принимали форму инноваций в внутренней архитектуре, Apple столкнулась с другим ограничением — медленным, вращающимся жестким диском. Хотя тонкие iMac, следуя примеру линейки MacBook, отказались от оптических приводов, твердотельные накопители все еще были слишком дороги при больших емкостях, чтобы оправдать их как единственный вариант. Решением Apple стал Fusion Drive — гибридный вариант хранения данных, который сочетал производительность твердотельного накопителя с емкостью традиционного жесткого диска, объединяя два отдельных тома на программном уровне.
Хотя Fusion Drive был умным решением технической проблемы, как и первый iMac с плоским экраном, он был рожден из ограничений. Стоимость компонентов продолжает снижаться, но только когда флэш-память сможет конкурировать по цене с вращающимися жесткими дисками, iMac сможет принять полностью твердотельное будущее.
14,7 миллиона пикселей
MacBook Pro 2012 года стал первым Mac, получившим дисплей Retina — дисплей с высокой плотностью пикселей, впервые использованный в iPhone и iPad. К 2014 году Apple была готова внедрить дисплей Retina в iMac. Сначала появившись на 27-дюймовой модели, а затем и на 21,5-дюймовой, панели 5K и 4K снова поставили сложную задачу по проектированию. Apple заявляет, что им пришлось переосмыслить каждый компонент iMac, чтобы поддерживать такие высокие разрешения. Для работы с 14,7 миллионами пикселей пришлось создавать с нуля специальный контроллер синхронизации дисплея (TCON), поскольку такого не существовало.
Обновление спецификаций в 2015 году представило новые версии Magic Mouse и Trackpad от Apple, а также новую Magic Keyboard. Все три аксессуара питаются от перезаряжаемых батарей, а не от батареек AA, чтобы исключить отходы. В 2017 году были добавлены еще более яркие и точные по цветопередаче дисплеи Retina.
Мощность для профессионалов
Было бы упущением не отметить, насколько сильно изменился рынок настольных компьютеров к 2017 году. Первый iMac был разработан для сочетания ажиотажа вокруг Интернета с простотой Mac. Широкая библиотека программных продуктов и простая настройка делали его идеальной системой для пользователей компьютеров любого уровня подготовки. Во многих отношениях сегодняшние iPad философски воплощают те же идеалы.
iMac, с другой стороны, все чаще использовались профессиональными клиентами. Дисплеи высокого разрешения, постоянно более мощное оборудование и подключение Thunderbolt делали их идеальными системами для творческих профессионалов. Однако профессиональные пользователи все больше беспокоились о долгосрочной приверженности Apple мощному настольному оборудованию. На прошлогодней WWDC Apple развеяла опасения профессионального рынка, представив iMac Pro.
Новая настольная система вышла на неизведанную территорию для iMac. В отличие от iMac Special Edition на базе G3 прошлых лет, iMac Pro был не просто более мощной моделью, он был полностью переработан. В тонком алюминиевом корпусе iMac 5K, новое космическое серое покрытие с первого взгляда ясно дает понять, что вы смотрите не на обычную конфигурацию.
Эволюция внутренней архитектуры iMac.
Новая система вентиляции на задней панели компьютера является следующим признаком мощности iMac Pro. Чтобы обеспечить производительность уровня рабочей станции в таком компактном пространстве, требовалось столь же мощное охлаждение. История внутреннего дизайна iMac Pro начинается с двойных центробежных вентиляторов, напоминающих рога барана, расположенных бок о бок в сердце компьютера. Большие воздушные каналы обеспечивают эффективное и тихое рассеивание тепла. Благодаря такой впечатляющей внутренней архитектуре iMac Pro даже больше заслуживает полупрозрачного корпуса, используемого для демонстрации компонентов компьютера, чем оригинальный iMac.
Помимо дисплея 5K, iMac Pro имеет мало общих деталей со своим серебристым «братом». Это первый Mac, предлагающий процессор до 18 ядер. Это также первый, использующий чип T2, специальный кремний, который контролирует критически важные системные задачи и обеспечивает такие преимущества, как улучшенное шифрование данных и безопасный процесс загрузки.
Видение ярче, чем когда-либо
Поставленный рядом с сегодняшними моделями, оригинальный iMac цвета Bondi blue почти неузнаваем как член той же семьи. Однако линия iMac прослеживает одну непрерывную нить на протяжении последних двух десятилетий. Цель Apple — создать мощный и простой в использовании моноблок — не поколебалась. Возможно, Джони Айв наиболее точно резюмировал это, сказав, что подход Apple заключался в том, чтобы «эволюционировать решение до тех пор, пока оно не станет совершенно неизбежным, совершенно необходимым».
История дизайна iMac — это история бесконечной эволюции, доказательство того, что инновации являются результатом неустанных итераций.
Смотрите 9to5Mac на YouTube для получения дополнительных новостей Apple:
