
Около восемнадцати штатов уже приняли законопроект о праве на ремонт, причем Калифорния стала последней, присоединившейся к ним. Законопроекты предписывают производителям содействовать самостоятельному и стороннему ремонту, публикуя информацию о ремонте и предоставляя потребителям как запасные части, так и диагностические инструменты.
Я инстинктивно поддерживаю тех, кто считает, что устройства должны быть ремонтопригодными и расширяемыми их владельцами. Но я признаю связанные с этим компромиссы…
За исключением моего нынешнего MacBook Pro 2016 года, я модернизировал каждый свой Mac — начиная с оригинального Macintosh в 1984 году. Он был сначала улучшен до Fat Mac, а затем до Macintosh Plus.
Мой предыдущий Mac — 17-дюймовый MacBook Pro 2011 года — был дважды модернизирован. Сразу после покупки я увеличил объем оперативной памяти и заменил как жесткий диск на 750 ГБ, так и DVD-привод на пару жестких дисков объемом 1 ТБ. Позже, когда цены на SSD упали до более разумных уровней, я заменил 2 ТБ жесткого диска на 2 ТБ SSD.
Позже у этого Mac возникла проблема с видеокартой, которая затронула ряд MacBook Pro 2011-2013 годов, и Apple заменила плату в рамках своей Программы расширения гарантии на ремонт.
Таким образом, у меня есть личный опыт преимуществ машин, которые можно ремонтировать и модернизировать, и я вижу в этом три преимущества.
Стоимость
Apple давно известна тем, что взимает довольно высокие наценки за модернизацию Mac. Особенно оперативная память обычно стоит намного дороже у Apple, чем у других поставщиков, а обновления накопителей также были дорогими.
Позволяя потребителям выполнять собственные модернизации, они могут сэкономить деньги в данный момент, а также распределить общую стоимость окончательной конфигурации. Например, кто-то может купить базовую машину у Apple сегодня, а затем позволить своим финансам восстановиться, прежде чем проводить модернизации позже.
Долговечность
Я обычно держу свои Mac по 4-5 лет, и одной из причин, по которым мне удалось это сделать, стала возможность модернизации, позволяющая держать их в актуальном состоянии. Например, когда приложения начали использовать больше оперативной памяти, удвоение ее объема стало простым и доступным способом значительно улучшить производительность.
Аккумуляторы со временем деградируют, поэтому замена старого аккумулятора на новый был еще одним простым и относительно недорогим способом вдохнуть новую жизнь в старую машину.
Окружающая среда
Потребительские электронные товары оказывают значительное экологическое воздействие на дефицитные ресурсы. Имеет смысл дать им возможность использоваться как можно дольше, прежде чем они будут заменены новыми.
Но в то же время изменения, которых хотят некоторые сторонники права на ремонт, не лишены недостатков, и я думаю, справедливо признать, что Apple в значительной степени реагирует на пожелания потребителей, а не просто делает все возможное, чтобы заставить нас покупать новые модели.
Например, потребителям нравятся элегантные и тонкие ноутбуки, а это предполагает компромиссы. В MacBook Air Apple пришлось уменьшить количество портов и отказаться от оптического привода. В 12-дюймовом MacBook пришлось создать совершенно новую многослойную систему аккумуляторов, чтобы предоставить людям как тонкий форм-фактор, так и требуемую производительность аккумулятора.
Аналогично с устройствами на iOS. Может быть, существует удобство с заменяемыми пользователем аккумуляторами, но потребителям также нравятся минималистичные дизайны iPhone и iPad. Этот гладкий стеклянный задник нравится гораздо большему количеству людей, чем Apple получила бы с видимыми винтами или отсеками для аккумуляторов.
Внутри тоже клей занимает меньше места, чем винты. Например, клееные экраны — это кошмар для ремонта, но это ключевой элемент того, как Apple удается сделать крышку MacBook или iPad такой тонкой.
Мы не можем иметь все сразу. Мы не можем, с одной стороны, восхищаться элегантными и минималистичными дизайнами продуктов Apple, а с другой — требовать, чтобы Apple сделала их легко открываемыми, с достаточным пространством внутри для легкой замены и извлечения компонентов.
Признавая, что нам придется сделать выбор, я склоняюсь к принятию более толстых устройств для большей возможности модернизации и срока службы батареи. Но должен сказать, что MacBook Pro 2016 года стал яркой иллюстрацией преимуществ подхода Apple «элегантность любой ценой».
Раньше у меня было два MacBook — 17-дюймовый Pro и 11-дюймовый Air — последний я брал с собой, когда хотел переносности, например, для поездок по городу на велосипеде. Но 15-дюймовый MacBook Pro с Touch Bar настолько портативен, что я с удовольствием беру его везде, где раньше брал свой MacBook Air. Одна машина заменила две.
Так что да, требовать право на ремонт — это нормально. Но делая это, мы должны признать компромиссы, которые это повлечет за собой.
На чьей стороне вы? Ремонтопригодность и возможность модернизации вместо дизайна? Или тонкость и элегантность ценой более одноразовых устройств? Пожалуйста, пройдите наш опрос и поделитесь своими мыслями в комментариях.
Смотрите 9to5Mac на YouTube, чтобы узнать больше новостей об Apple: