Я всегда был увлечённым фотографом. В 14 лет отец купил мне старую плёночную зеркальную камеру с полностью ручным управлением, а тётя подарила оборудование для своей старой фотолаборатории, так что моя спальня превратилась в тёмную комнату с кроватью в углу.
Когда первые зеркальные камеры появились на рынке, я нетерпеливо ждал, пока их цена упадёт ниже 1000 долларов. Ранее приобретённый Nikon D70 был заменён на D3, который у меня есть до сих пор. Если бы тогда вы предположили, что до замены зеркальных камер смартфонами останутся всего несколько коротких лет, я бы рассмеялся.
Но технологии камер развивались с поразительной скоростью. Тот D3 уже большую часть времени пылится в ящике. Моя компактная камера Sony a6300 в большинстве ситуаций даёт почти идентичные результаты. А камерой, которой я пользуюсь чаще всего в повседневной жизни, является мой iPhone.
До того, как iPhone сможет заменить зеркальную камеру, остаётся всего четыре недостающих элемента головоломки, и, как мне кажется, мы всего в 2-3 годах от их решения…
Давайте сначала рассмотрим, что D3 – профессиональная зеркальная камера с объективами стоимостью в тысячи долларов – даёт такого, чего нет у компактной камеры Sony a6300. Я могу ответить тремя словами: работа при слабом освещении.
Когда мне нужно сфотографировать людей в тускло освещённых условиях, я обращаюсь к D3. Здесь действует простой закон физики: больший сенсор имеет более низкую плотность пикселей при любом заданном разрешении, что приводит к меньшему шуму на снимке. Чем больше пикселей вы втискиваете в маленький сенсор, тем хуже становится работа при слабом освещении.
Но Sony a6300 приближается. У неё APS-C сенсор, который велик по меркам компактных камер, и она отлично справляется со съёмкой ночью, когда длинная выдержка позволяет ей уловить достаточно света для получения чистого изображения.
Существуют и другие преимущества профессиональных зеркальных камер, конечно. Такие как двойные карты памяти для защиты от утерянных снимков; погодозащищённый корпус; долговечность и так далее. Но для большинства любительских целей разрыв между даже профессиональной зеркальной камерой и хорошей компактной камерой в наши дни довольно мал.
Личное доказательство: я люблю делать фотографии в путешествиях и раньше таскал свой D3 в поездки. Пару лет назад я переключился на a6300.
Итак, если хорошие компактные камеры приближаются к производительности зеркальных камер, то в чём разница между ними и iPhone? Четыре вещи:
- Работа при слабом освещении
- Малая глубина резкости
- Выбор фокусных расстояний
- Длинные выдержки (в основном для ночных снимков)
Рассмотрим каждую из них по очереди.
Работа при слабом освещении
Работа при слабом освещении полнокадровой зеркальной камеры по сравнению с iPhone – это, если позволите каламбур, ночь и день. Приведённый выше снимок, например, был сделан в замке, в комнате, освещённой лишь несколькими чрезвычайно тусклыми лампами и маленьким окном. iPhone смог бы запечатлеть лишь размытый от движения зернистый беспорядок.
Ранее я упоминал, что здесь действует простой закон физики, и это правда, но есть пара оговорок.
Во-первых, сенсорные технологии постоянно совершенствуются. Каждый год производители зеркальных камер выводят предел ISO (степень усиления сигналов с сенсоров) на новый уровень. iPhone, конечно, сильно отставал, но мы видели аналогичные успехи и там. Так что в конечном итоге технологии продвинутся до той точки, когда сенсор iPhone сможет соответствовать производительности современных 35-мм сенсоров.
Во-вторых, существует многокамерный подход, который используется в устройстве L16, упомянутом нами вчера. Возьмите два маленьких сенсора, захватите половину изображения каждым и сшейте их вместе, и вы фактически удвоите размер вашего сенсора. Повторяйте, пока не закончится место для камер. Поскольку каждая камера захватывает только часть сцены, вы можете сохранить плотность пикселей – и, следовательно, уровни шума – низкой.
Таким образом, проблема слабого освещения будет решена так или иначе. Два-три года до достижения той же производительности, что и у современных зеркальных камер, кажутся мне вполне достижимой целью.
Малая глубина резкости
При фотографировании людей, в частности, вы хотите, чтобы человек выделялся на фоне. Чаще всего это достигается за счёт того, что человек находится в резком фокусе, а фон размыт, используя технику, известную как малая глубина резкости. Выше приведён экстремальный пример: макрообъектив, использованный для обеспечения того, чтобы отражение в глазном яблоке было в фокусе, а всё остальное – нет.
iPhone 7 Plus достигает этого, обманывая. Он делает два снимка с использованием двух разных объективов и использует параллакс-эффект – разницу в точке обзора между двумя объективами – чтобы определить расстояние до объектов. Затем он искусственно размывает фон.
Этот искусственный эффект неплох, но опытный фотограф может заметить разницу. А если увеличить снимок достаточно сильно, любой увидит артефакты по краям. По крайней мере, пока это не лучший подход.
Он будет улучшаться – возможно, настолько сильно за следующие два-три года, что этого будет достаточно. Но как увлечённый фотограф, я бы предпочёл увидеть реальную вещь.
Настоящая малая глубина резкости является функцией трёх вещей: размера сенсора, диафрагмы объектива и фокусного расстояния. Для очень малой глубины резкости вам нужен большой сенсор, широкая диафрагма объектива и длинное фокусное расстояние. Портреты обычно снимаются на полнокадровый сенсор с диафрагмой около f/2.8 и фокусным расстоянием около 70-100 мм.
Размер сенсора, который мы обсудили выше. Диафрагма объектива не является проблемой – объектив iPhone 7 имеет диафрагму f/1.8. И оптимальный диапазон фокусных расстояний для портретов достижим уже сегодня. iPhone 7 Plus уже имеет два разных фокусных расстояния в используемых объективах; добавление других – это вопрос стоимости и пространства.
Так что так или иначе – оптически или искусственно – iPhone, обеспечивающий приемлемую малую глубину резкости в течение двух-трёх лет, снова вполне достижим.
Выбор фокусных расстояний
На снимке выше я использую телеобъектив, чтобы приблизиться с далёкой крыши, а также чтобы визуально сжать расстояние между различными знаменитыми лондонскими достопримечательностями.
Но этот вопрос уже решён: просто добавьте камеры. В то время как ключевым преимуществом зеркальных камер является возможность смены объективов, на практике я редко снимаю объектив Nikkor 24-70/2.8 со своего D3. Я знаю многих других фотографов, у которых то же самое. 24-70 мм обеспечивает фантастический диапазон изображений от широкоугольных пейзажей до портретов и детализированных снимков. Так что iPhone, который сможет эмулировать этот диапазон, удовлетворит большинство потребностей.
Конечно, дефис важен: вы не можете просто установить 24-мм и 70-мм объективы на iPhone и считать это достаточным. Вам нужно обеспечить фокусные расстояния между ними. Но опять же, для большинства нужд – не так много. Я бы сказал, что четыре фокусных расстояния удовлетворят требование «достаточно хорошо для большинства людей»: 24 мм, 35 мм, 50 мм и 70 мм. Есть немало профессиональных фотографов, которые создали все свои работы, используя эти четыре фокусных расстояния.
(Я, конечно, говорю об эквивалентах 35 мм – фактические фокусные расстояния, необходимые для достижения того же кадрирования, будут зависеть от используемых размеров сенсоров.)
Таким образом, четыре камеры удовлетворят требование фокусного расстояния.
Обновление: существует также интересная смесь оптических/вычислительных технологий, которая может решить обычную проблему глубины с телеобъективами.
Длинные выдержки
Для ночных снимков и некоторых других специальных эффектов вам необходима возможность оставлять затвор открытым гораздо дольше, чем это возможно с современными камерофонами. Типичная длина выдержки для такого вида съёмки городского пейзажа, как на снимке выше, составляет 30 секунд.
Здесь у вас две проблемы. Наиболее очевидная – это то, что ночные снимки являются пределом съёмки при слабом освещении. Как проблема (шум), так и решение (несколько сенсоров с низкой плотностью пикселей) – одинаковы.
Есть вторая проблема: чем дольше сенсор включён, тем больше тепла генерируется схемой, и тем больше помех это создаёт. Но эту проблему производители камер решили давно: вы делаете один длинный кадр для фотографии, затем закрываете затвор и делаете второй кадр такой же длительности с пустым полем. Второй снимок будет содержать только помехи, поэтому вы вычитаете эти данные из первого снимка, чтобы удалить помехи.
Плотная схема в смартфоне усугубляет проблему, но инженер Google показал, что это можно решить путём стаккирования нескольких коротких выдержек. Уже существуют приложения для ночной съёмки, использующие этот подход, хотя ни одно из тех, что я пробовал, не работает хорошо. Но его усилия, использующие более сложный вычислительный подход, показывают, чего уже можно добиться с помощью современных сенсоров, если добавить достаточно вычислительной мощности.
Так что и это будет решено.
Короче говоря, я не вижу причин, по которым iPhone через 2-3 года не мог бы соответствовать производительности современных зеркальных камер в 99% случаев.
Пара заключительных замечаний. Во-первых, я не уверен, что когда-либо предвижу профессиональных фотографов, переходящих на смартфоны (хотя некоторые уже это сделали). Технологии зеркальных камер, конечно, будут продолжать развиваться, поэтому они всегда будут опережать. Во-вторых, мы уже наблюдаем движение за пределами традиционной фотографии. Например, некоторые спортивные медиа записывают видео игр и делают стоп-кадры из них, полностью отказываясь от фотосъёмки. Камеры светового поля также могут полностью революционизировать фотографию.
Но для большинства из нас, я думаю, наши iPhone – в течение нескольких лет – будут единственной камерой, которая нам нужна. Я прав? Как вы думаете, это займёт больше времени? Или вы думаете, что этого просто никогда не случится? Как всегда, проголосуйте и поделитесь своими мыслями в комментариях.
Фото: ValueWalk