Студентка Университета Нью-Йорка рассказывает о жизни на заводе iPhone после шестинедельной работы под прикрытием

Вы могли бы ожидать, что студентка Университета Нью-Йорка выберет летнюю стажировку, связанную с чем-то более интересным, чем 12 часов в день вставлять один винт в бесконечную производственную линию iPhone, но Децзянь Чжэн именно этим и занималась в рамках своего летнего проекта.

Она хотела узнать, какова жизнь рабочих на заводе iPhone, поэтому провела шесть недель в качестве работницы Pegatron на предприятии на окраине Шанхая. Она сообщила обо всем: от режимов сна до необходимости скачивать приложения, чтобы получить доступ к бесплатному Wi-Fi в общежитиях…

В интервью с Business Insider Чжэн рассказала, что типичный рабочий день, включая сверхурочную работу, короткие перерывы и проверки безопасности, длился около 12,5 часов.

  • 30 минут на прохождение контроля безопасности для входа на завод
  • 2 часа работы
  • 10-минутный перерыв
  • 2 часа работы
  • 50-минутный обеденный перерыв
  • 2 часа работы
  • 10-минутный перерыв
  • 2,5 часа сверхурочной работы

Сверхурочная работа теоретически добровольна, говорит Чжэн, но на практике это не совсем так.

Что касается сверхурочной работы, по моему опыту, она недобровольная. Уйти не так просто. И каждый раз, когда ты спрашиваешь: «Можно мне уйти?» — они просто отвечают: «Ты должен работать на сборочной линии». И тогда ты понимаешь, что на каждой позиции должен быть кто-то, кто работает. И если ты уйдешь, кто будет это делать?

Нелегко отказаться от сверхурочной работы. Она недобровольная. Я бы сказала, что в этом проблема. У рабочих нет выбора. Если я не хочу работать, если я сегодня очень устала и не хочу работать, я не могу этого сделать. Я думаю, в этом проблема.

Даже когда работники активно ищут сверхурочную работу, говорит она, это связано с финансовым давлением.

Иногда слышишь о рабочем, который требует: «Я хочу работать сверхурочно. Я хочу эти деньги». Но их подталкивают к этому, потому что базовая зарплата слишком низкая. Я не могу жить без сверхурочной работы, поэтому я «добровольно», так сказать, на это соглашаюсь. Фабрики тоже это знают. И работники тоже. Они знают, что, когда ты приходишь на фабрику, ты должен работать сверхурочно, чтобы получить свою зарплату.

Apple заявила BI, что требует от своих поставщиков ограничивать рабочие недели максимум 60 часами, и что аудиты — включая не менее 16 на заводе, где работала Чжэн — показали 99% соответствие. В своем последнем отчете Supplier Responsibility Apple сообщила, что соответствие требованиям в ее цепочке поставок составило 98%. Чжэн говорит, что подозревает, что Pegatron нашла способ обманывать аудиты, но сама она не знает как.

Я думаю, у них есть разные стандарты во время «горячего» и «не горячего» сезонов. Я не знаю, как фабрика обходит систему, где рабочие должны записывать свое рабочее время. Потому что, когда ты приходишь на работу, ты прикладываешь карту. И мой друг сказал, что они прикладывают карты, когда работают по воскресеньям. И я думаю, что это явное нарушение политики Apple. Я не знаю, как фабрика проходит через это.

Однако Pegatron была очень бдительна, когда приходили сотрудники Apple.

Они предупреждают. Они говорят: «Клиент здесь». Они называют Apple «клиентом». Иногда сотрудники Apple приходят для аудита или чего-то подобного. Они ходят по сборочной линии. Они всегда были очень серьезны в этом, и нам говорили: «Клиент здесь».

Pegatron серьезно относилась к обучению по технике безопасности, сказала она, потому что Apple внимательно следила за этим. Но у компании был простой способ справиться с усталостью.

Когда приходит руководитель субподрядчика, он говорит: «Послушайте, вы беременны? Поднимите руку». И никто не поднимает. И тогда он говорит: «Если вы думаете, что будете слишком уставать стоя, можете подойти ко мне сейчас». […] И тогда никто не встает. Причина […] в том, что если кто-то встанет, его уволят.

Она заявила, что, поскольку Apple отслеживала оценку работниками обучения компании, работникам говорили, что они должны оценивать качество высоко.

Это была шкала, где один — худшее, а пять — лучшее. Они сказали, что мы можем ставить четыре или пять. И тогда все поставили четыре и пять и отправили.

Чжэн также сказала, что возможности для образования и обучения на практике были ограничены рабочими часами людей.

В новом отчете сказано, что многие работники получают возможности для обучения по некоторым программам — они могут развивать свою карьеру и все такое. Но когда ты работаешь 12 часов, ты измотан. И единственное, чего ты хочешь, — это немного отдохнуть, а времени на это недостаточно.

Что касается выходных, работники имеют доступ к Wi-Fi в общежитиях, где они живут по восемь человек в комнате, но им приходится либо платить за него, либо скачивать приложения, чтобы получить бесплатный доступ.

Чтобы получить доступ к Wi-Fi, нужно что-то сделать. Вам нужно либо скачать для них какие-то приложения, либо кликнуть на что-то — оставить комментарии или что-то еще — чтобы заработать виртуальные монеты.

Вы используете монеты для доступа к Wi-Fi. Двадцать четыре часа — 20 монет. А скачивание приложений иногда стоит 20-30 монет или около того. Так что, вы можете купить монеты — я помню, около 100 монет стоят примерно 5 юаней. Но многие люди просто продолжают скачивать. Это как бизнес. Вам нужно делать это, чтобы получить доступ к Wi-Fi.

Здесь очевидно подозрение, что эта система используется для увеличения количества загрузок приложений, предположительно, в обмен на оплату Pegatron.

Работа монотонная, сказал он. Сначала трудно угнаться за скоростью производственной линии, даже выполняя простую задачу, но со временем можно делать это с закрытыми глазами. Одной из его задач, сказал он, было вкрутить один винт в динамик корпуса.

Первые несколько дней ты очень сосредоточен, потому что не успеваешь за скоростью сборочной линии. Ты должен быть очень быстрым, чтобы успеть. Поэтому ты очень, очень сконцентрирован. Это очень утомляет, но держит твой ум в напряжении. У тебя нет времени думать о чем-то еще. Мне нужно становиться быстрее и быстрее.

А потом, через некоторое время, ты становишься более привычным к этому, и в итоге я могу даже вкручивать этот винт с закрытыми глазами.

Рабочим не разрешается проносить электронные устройства на завод, поэтому они не могут облегчить скуку, слушая музыку или подкасты.

Он сказал, что производство предрелизных iPhone было проще, но особенно скучным из-за медленного темпа. Он работал над пробным производством iPhone 7.

Потому что в течение 12 часов в день ты производишь всего пять телефонов. Ты сидишь и тебе нечего делать, ждешь два часа. Иногда тебе не разрешают говорить. Ты просто тихо сидишь и тебе нечего делать, и ждешь, пока придет следующий телефон. Ты пытаешься его собрать, потом откладываешь и ждешь еще несколько часов, пока придет следующий.

Чжэн сказал, что истории о том, что зарплата очень высокая по местным меркам, были неправдой — эта работа была эквивалентна работе охранника или уборщицы, — но ее легко получить.

Потому что тебе не нужны никакие навыки, ты просто попадаешь на фабрики. Тебя даже ни о чем не спрашивают. Во время собеседования ты можешь устроиться в тот же день. А потом они заботятся о твоем питании и общежитии.

Чжэн также присоединилась к тем, кто ставит под сомнение идею о том, что Apple может наладить производство iPhone в США.

Китайцы получают 2320 юаней, что составляет около 400 долларов в месяц. Сколько вы собираетесь платить американским работникам в качестве базовой зарплаты?

Если бы это действительно произошло, если бы фабрики действительно переехали в США, я не думаю, что это создаст много рабочих мест. Я бы увидела, как работников заменяют множество машин, потому что большую часть работы, которую я вижу на фабрике, на самом деле могут выполнять машины. Единственная причина, по которой мы это делаем, заключается в том, что труд дешевле машины.

Стоит прочитать весь материал.

Фото: Qilai Shen/Bloomberg