Дневник дрона: Обзор DJI Mavic Pro, ультрапортативного просумерского дрона

Я довольно долго следил за дронами. Они сразу же привлекли меня как гаджеты. В конце концов, настоящие дроны — это и радиоуправляемые летательные аппараты, и высококачественные камеры — что в них может не нравиться?

Но приличные модели дороги, и я опасался, что они окажутся из тех вещей, которые сначала приносят удовольствие, а потом надоедают. Я не хотел тратить четырехзначную сумму на то, что скоро окажется в шкафу.

Затем несколько членов семьи скинулись и купили моему отцу DJI Phantom на день рождения, что позволило мне получить практический опыт. Я начал чувствовать азарт, но все еще сопротивлялся. В конце концов, что я буду с ним делать?

Путешествия — единственная ситуация, где я мог бы найти ему применение, но маленькие дроны были низкого качества, а высококачественные не очень-то подходили для моего подхода к путешествиям с одной только ручной кладью. А потом появился DJI Mavic Pro — складной дрон, характеристики которого были практически идентичны Phantom 4, но в сложенном виде он был настолько мал, что почти помещался в карман…

DJI Mavic Pro и GoPro Karma были анонсированы почти одновременно. Поначалу я отдавал предпочтение Karma, так как у меня уже была камера GoPro Hero 5 — я мог бы сэкономить, купив ее без нее — и в комплект входил бы ручной стабилизатор.

Но гораздо лучшая портативность Mavic действительно покорила меня. Karma помещается в специальный рюкзак, конечно, но Mavic помещается в сумку через плечо, достаточно маленькую, чтобы считаться второй ручной кладью даже у самых строгих авиакомпаний. Поскольку путешествия были главной причиной покупки, гораздо более компактный форм-фактор имел огромное значение.

Я очень, очень старался удержаться от покупки. Я потерпел неудачу.

Форм-фактор

Начнем с портативности. Он *буквально* помещается в карман, если вы носите штаны карго. Я нет, но DJI продает специальную сумку через плечо для дрона, контроллера и нескольких запасных аккумуляторов. Сумка настолько мала, что никто и представить не может, что в ней может быть дрон.

В сложенном виде дрон имеет размеры всего 19,8×8,3×8,3 см — чуть меньше 8×3,3×3,3 дюйма. Он весит всего 734 г (1,64 фунта). Контроллер также складывается и примерно на треть меньше дрона. И он разработан для использования с iPhone, что делает его самым компактным «настоящим» дроном на рынке.

Раскладывание и складывание занимает буквально секунды, как вы увидите в видео. В отличие от большинства дронов, пропеллеры остаются на месте, просто складываясь, так что вы можете подготовить дрон к полету примерно за 10-15 секунд. Еще минута-две для обнаружения GPS и вращения дрона в руках для калибровки компаса, и вы в воздухе.

Портативность не настолько высока, чтобы можно было носить его с собой «на всякий случай», но близка к этому. Конечно, я буду брать его с собой везде, когда путешествую. Я заменил прилагаемую сумку на немного более крупную сумку для камеры — все еще в пределах размеров «второй ручной клади» — что позволяет мне брать с собой дрон, контроллер, два запасных аккумулятора, мой iPad, адаптер, о котором я расскажу позже, и мою фото/видеокамеру Sony a6300. Это все, что мне может понадобиться для фотографии и видео, в одной компактной сумке.

Характеристики

Но то, что он маленький, не означает, что он не способен. Как я уже упоминал, Mavic Pro по характеристикам почти идентичен Phantom 4, гораздо более крупному дрону, ориентированному на рынок просумерских пользователей.

Камера оснащена CMOS-сенсором 1,23 дюйма, снимает 12-мегапиксельные фото и в видеорежиме — от HD до Cinema 4K (4096×2160 при 24 кадрах в секунду). Для замедленной съемки он может снимать 96 кадров в секунду в разрешении 1080p HD. Его поддерживает 3-осевой стабилизатор с углом наклона от -90º (прямо вниз) до +30º и углом поворота 90º. Это серьезная камера — и она будет транслировать в прямом эфире HD-видео 720p на ваш смартфон.

Если вы достаточно смелы (и это законно в вашей стране), рабочий диапазон составляет поразительные 4,3 мили. И он доберется туда быстро, с максимальной скоростью 40 миль в час.

Заявленное время работы от аккумулятора составляет 27 минут при полете со скоростью 15 миль в час при отсутствии ветра, что, как я обнаружил, в реальных условиях означает более 20 минут. С двумя запасными аккумуляторами из комплекта Deluxe Bundle это полный час полета между зарядками.

Простота использования

Несмотря на свою сложность, Mavic Pro очень легко пилотировать благодаря как простому пользовательскому интерфейсу, так и большому количеству бортового искусственного интеллекта. Опустите оба стика управления вниз и внутрь, чтобы подтвердить готовность к полету, затем нажмите левый стик вперед, и он взлетит. Если это слишком сложно, просто нажмите кнопку автоматического взлета на экране вашего iPhone. В воздухе вы просто используете джойстики, чтобы подниматься и опускаться, двигаться вперед и назад, а также вращаться влево и вправо. Вы можете даже летать боком и назад, если хотите.

Дрон интеллектуально тормозит при центрировании джойстиков. Обычно, если вы летели вперед на высокой скорости и просто перестали подавать тягу вперед, он постепенно замедлился бы до полной остановки. Но Mavic автоматически применяет обратную тягу ровно на столько времени, сколько нужно, чтобы почти мгновенно остановиться.

Чтобы дать вам представление о том, насколько легко им управлять, скажу, что я летал на Phantom 3 около 20 минут, прежде чем получить свой Mavic. В первом же полете я пролетел внутри башни радиусом около трех метров, а затем пролетел через узкую щель в большом камне (что вы увидите на видео ниже): вот насколько я был уверен в нем. Правда, первый полет был неуверенным, но я выполнил эти маневры без всяких колебаний.

Через четыре полета я стал намного плавнее и уже чувствовал себя достаточно уверенно, чтобы пролететь сквозь центр моста на некотором расстоянии.

Когда я его получил, я в шутку сказал, что, вероятно, существует U-образная кривая вероятности его крушения. Высокая вначале, когда он новый и незнакомый, затем снижающаяся по мере освоения, и снова возрастающая по мере излишней самоуверенности. Я оказался в неловкой ситуации, когда неоднократно игнорировал предупреждение о низком заряде батареи и позволял ему улететь слишком далеко от меня, прежде чем пришлось возвращаться против сильного встречного ветра. В итоге мне пришлось посадить его на некотором расстоянии, а затем бежать за ним.

Но это была полностью моя вина. Инструкции ясно говорят, всегда устанавливать безопасную высоту «возврата домой» — выше любых близлежащих препятствий. Тогда включаются функции безопасности.

Функции безопасности

Дрон имеет ряд интеллектуальных функций, разработанных для защиты владельцев от их собственной некомпетентности.

Например, есть система предотвращения столкновений, когда дрон останавливается, если вы пытаетесь направить его в объект — хотя стоит отметить, что это работает только при полете вперед. Датчики также сообщают ему, когда он находится близко к земле, когда он автоматически замедляет снижение.

Он запоминает точку взлета, и если вы игнорируете предупреждение о низком заряде батареи, он будет ждать, пока не останется достаточно мощности, затем автоматически вернется в точку старта и приземлится (если вы ему позволите).

Приложение также имеет постоянно обновляемую базу данных ограничений воздушного пространства. Если вы попытаетесь подлететь слишком близко к аэропорту, он не позволит вам взлететь. Если вам разрешено летать на низкой высоте, но над вами контролируемое воздушное пространство, он поднимется только настолько высоко, насколько позволяют правила.

Использование с iPad

Одним из компромиссов, на который пошел Mavic ради портативности, является то, что экран контроллера отображает только данные. Вам нужен смартфон для отображения видео в реальном времени, и места хватает только для телефона или — при необходимости — iPad mini. (Mini официально не поддерживается, и вам придется как-то вставлять углы в держатель так, что это выглядит ненадежно, но, по сообщениям, держит его довольно хорошо).

В моем случае у меня был самый маленький возможный экран, так как у меня iPhone SE. Хотя я нашел его удобным, это далеко не идеально — и я гораздо больше предпочитаю вид с полноразмерного iPad. К счастью, мы живем в эпоху 3D-печати, которая породила целую подпольную индустрию запасных частей, поэтому я купил aero3D. Это кронштейн с точкой крепления для официального держателя iPad от DJI, предназначенного для его более крупных дронов (держатель нужно заказывать отдельно напрямую у DJI).

Вы можете видеть, что iPad закрывает экран контроллера и джойстики. Пружинные джойстики — не проблема, так как вы все равно ориентируетесь на ощупь. Я также редко смотрю на данные на экране контроллера, так как важная информация дублируется в приложении. Однако, если это вас беспокоит, вы можете установить его так, чтобы iPad находился под контроллером. Его немного сложнее держать, но это дает вам беспрепятственный обзор контроллера.

Те, у кого iPhone 6/6S/7 Plus, вероятно, будут вполне довольны этим экраном.

Стоит отметить один момент: в документации DJI указано, что для подключения к смартфону или планшету нужно использовать порт microUSB сбоку контроллера, так как основной порт USB-A предназначен только для обновления прошивки. Это было бы проблемой для iPad, так как прилагаемый кабель microUSB-to-Lightning слишком короткий, чтобы дотянуться до iPad, и более длинных кабелей, похоже, не существует.

К счастью, DJI ошибается: основной порт отлично работает, что облегчает использование любого кабеля Lightning от Apple или сторонних производителей.

Полет на Mavic

Как уже упоминалось, летать на Mavic легко. Вам просто нужно открыть приложение DJI Go, включить дрон и контроллер, подождать, пока все устройства увидят друг друга, и вперед.

Я в основном летаю на Mavic, используя прямую трансляцию видео, но следует отметить, что в некоторых странах — включая Великобританию — вы обязаны держать дрон в поле зрения постоянно, поэтому я лично не имею возможности испытать этот 4-мильный диапазон.

Однако я летал на нем до тех пор, пока он не превратился в точку в небе, и управление, и видеосигнал были на удивление стабильными. Я расскажу больше о полетах в видео.

Приложение DJI Go включает несколько интеллектуальных режимов полета, о которых я расскажу в следующей записи дневника, но компания также открыла платформу для сторонних разработчиков. В следующий раз я протестирую один из них — Litchi.

Видео содержит короткое вступление, показывающее размер и настройку, а затем быстро переходит к самому интересному: полетам. Один шаг, который я, как оказалось, забыл показать, — это снятие защитной крышки камеры и стабилизатора — это тоже занимает секунды, хотя установка последнего обратно после полета немного сложнее.

Цена и выводы

Итак, э-э, да: цена. DJI Mavic Pro — не дешевая игрушка — но это потому, что это не совсем игрушка. DJI довольно эксцентрично позиционирует эту модель, описывая ее как потребительскую, но добавляя «Pro» в название. Реальность такова, что многие видеооператоры используют Mavic для серьезной работы. Как камера, так и летные характеристики достаточно хороши для всего, кроме полнометражного кино.

DJI Mavic Pro стоит 999 долларов, что включает все необходимое для полета, кроме iPhone: сам дрон, контроллер и зарядное устройство. Deluxe Bundle стоит 1299 долларов и добавляет два дополнительных аккумулятора, два запасных пропеллера, зарядное устройство на 4 аккумулятора, автомобильное зарядное устройство и сумку через плечо. Это предлагает небольшую экономию по сравнению с общей стоимостью отдельных предметов, если вам нужно все в комплекте.

Цена была главной причиной, по которой я так долго колебался, прежде чем вообще покупать дрон, и потратил больше времени на выбор этой модели. Но в итоге я пришел к выводу, что в прошлом я платил больше за камеры, а это — *летающая* камера. Особенно для путешествий, она позволяет получить уникальные виды, которые никак иначе не получить.

Портативность Mavic означает, что я буду брать его с собой и использовать в ситуациях, где я просто не стал бы использовать более крупный дрон, и если сравнивать с другими моделями компании, вы на самом деле не переплачиваете за компактный размер. В своем ценовом диапазоне Mavic — по моему мнению — лучший дрон на рынке.

DJI Mavic Pro стоит 999 долларов, а Deluxe Bundle — 1299 долларов.