В налоговом апелляционном процессе в Ирландии Apple обвиняет Европейскую комиссию в «фундаментальных ошибках» и выдвигает 14 возражений

Суд Европейского союза опубликовал апелляцию Apple на решение Европейской комиссии о том, что компания должна выплатить Ирландии 13 миллиардов евро (13,7 миллиардов долларов) недоплаченных налогов. Apple обвиняет ЕК в «фундаментальных ошибках» при толковании фактов и выдвигает не менее 14 различных возражений.

Апелляционный документ Apple можно охарактеризовать как агрессивную защиту…

Компания обвиняет ЕК в совершении грубых ошибок при толковании как ирландского налогового законодательства, так и основ прибыли, полученной Apple. Она настаивает на том, что ничего не должна, и требует, чтобы ЕК оплатила расходы на защиту самой себя от этого иска.

Apple также заявляет, что само расследование было проведено ненадлежащим образом, утверждая о «неспособности провести добросовестное и беспристрастное расследование».

Хотя Apple перечисляет 14 оснований для апелляции, ключевыми являются то, что ЕК «ошиблась в толковании ирландского законодательства» и в своем понимании того, где Apple получает прибыль.

Комиссия допустила фундаментальные ошибки, не признав, что основные для прибыли компании виды деятельности, в частности разработка и коммерциализация интеллектуальной собственности («Apple IP»), контролировались и управлялись в Соединенных Штатах. Прибыль от этой деятельности относилась к Соединенным Штатам, а не к Ирландии.

Также утверждается, что Комиссия должным образом не объяснила свою аргументацию в ходе расследования, и если бы это было сделано, Apple смогла бы представить доказательства, которые изменили бы исход расследования.

Неудивительно, что защита Apple столь решительна, ведь Тим Кук назвал это решение «полной политической чушью». Однако существует заметное различие в том, как этот спор воспринимается в США и Европе.

Business Insider сообщает, что ЕК отклоняет апелляцию Apple и намерена отстаивать свою позицию в суде. Полный текст апелляции Apple можно прочитать ниже.

Иск, поданный 19 декабря 2016 г. — Apple Sales International и Apple Operations Europe против Комиссии

(Дело T-892/16)

(2017/C 053/46)

Язык дела: английский

Стороны

Заявители: Apple Sales International (Корк, Ирландия) и Apple Operations Europe (Корк, Ирландия) (представлены: адвокаты А. фон Бонин и Е. ван дер Сток, Королевский адвокат Д. Бирд, А. Бейтс, Л. Осептиу и барристер Дж. Бурк)

Ответчик: Европейская комиссия

Требования

Заявители требуют, чтобы Суд:

— аннулировал решение Европейской комиссии от 30 августа 2016 года о государственной помощи SA.38373 (2014/C) (бывшее 2014/NN) (бывшее 2014/CP), реализованной Ирландией для Apple;

— в качестве альтернативы, аннулировал решение частично; и
— обязал Комиссию оплатить расходы заявителей.

Основания для иска и основные аргументы

В поддержку иска заявитель приводит четырнадцать оснований.

Первое основание: Комиссия ошиблась в толковании ирландского законодательства.

Заявители считают, что как ирландские компании-нерезиденты, они несли ответственность по ирландскому корпоративному налогу в соответствии с Разделом 25 Закона о консолидации налогов 1997 года только за «облагаемую налогом прибыль», относящуюся к деятельности, осуществляемой их ирландскими филиалами. В заключениях должным образом отражена «облагаемая налогом прибыль» филиалов и, следовательно, они не предоставляли преимущества. Комиссия также ошиблась, установив, что распределение прибыли в соответствии с Разделом 25 должно осуществляться по «принципу рыночного уровня» («PRL»).

Второе основание: PRL не является тестом для государственной помощи в налоговых расчетах по статье 107 ДФЕС.

— Комиссия ошибочно установила, что статья 107(1) ДФЕС требовала от Ирландии расчета налогооблагаемой прибыли заявителей в соответствии с Разделом 25 в соответствии с PRL Комиссии.

Третье основание: Комиссия допустила фундаментальные ошибки, касающиеся деятельности заявителей за пределами Ирландии.

— Комиссия допустила фундаментальные ошибки, не признав, что основные для прибыли компании виды деятельности, в частности разработка и коммерциализация интеллектуальной собственности («Apple IP»), контролировались и управлялись в Соединенных Штатах. Прибыль от этой деятельности относилась к Соединенным Штатам, а не к Ирландии. Комиссия ошибочно рассмотрела только протоколы заседаний совета директоров заявителей и проигнорировала все другие доказательства деятельности.

Четвертое основание: Комиссия допустила фундаментальные ошибки, касающиеся деятельности заявителей в Ирландии.

— Комиссия не признала, что ирландские филиалы выполняли только рутинные функции и не были вовлечены в разработку и коммерциализацию Apple IP, которая приносила прибыль.

Пятое основание: Презумпции Комиссии противоречат бремени доказывания, руководящим принципам ОЭСР и единогласному экспертному заключению; вывод противоречит сам себе.

— Комиссия предположила, что вся критически важная для прибыли деятельность заявителей относится к ирландским филиалам, не оценив должным образом доказательства, включая обширные экспертные заключения, показывающие, что прибыль не относится к деятельности в Ирландии.

Шестое основание: заявители рассматривались так же, как и другие налогоплательщики-нерезиденты в Ирландии, и к ним не применялось избирательное отношение.

— Комиссия не доказала избирательность: она ошибочно рассматривала заявителей как ирландских резидентов и как будто они должны облагаться налогом на свою мировую прибыль.

Седьмое основание: основная линия должна быть аннулирована за нарушение существенного процедурного требования.

— В первоначальном решении не была сформулирована основная линия рассуждений. Если бы это было сделано, Apple смогла бы представить доказательства, которые могли бы и должны были изменить исход.

Восьмое основание: в применении Комиссией TNMM к ирландским филиалам по вспомогательной линии были допущены фактические ошибки и ошибки в оценке.

— Вспомогательная линия Комиссии ошибочно отвергает экспертные заключения и не формулирует, каким должно быть корректное распределение прибыли.

Девятое основание: альтернативная линия нарушена существенными процедурными требованиями и явной ошибкой в оценке.

— Комиссия ошибочно сравнила мнения с другими мнениями, выданными ирландской налоговой службой третьим сторонам, поскольку фактические обстоятельства были иными.

Десятое основание: вспомогательная и альтернативная линии не позволяют рассчитать сумму возмещения.

— Решение не содержит объяснений того, какая сумма должна быть возмещена по вспомогательной или альтернативной линии, что противоречит правилам государственной помощи и принципу правовой определенности.

20.2.2017

Официальный вестник Европейского Союза C 53/39

Одиннадцатое основание: Комиссия нарушила принципы правовой определенности и неретроактивности, распорядившись о возмещении предполагаемой помощи.

Двенадцатое основание: неспособность провести добросовестное и беспристрастное расследование.

Тринадцатое основание: нарушение статьи 296 ДФЕС и статьи 41(2)(c) Хартии основных прав Европейского Союза.

Четырнадцатое основание: решение выходит за рамки компетенции Комиссии по статье 107(1) ДФЕС.

— Комиссия нарушила правовую определенность, распорядившись о возмещении на основе непредвиденного толкования законодательства о государственной помощи; не рассмотрела все соответствующие доказательства, нарушив обязательство добросовестной осмотрительности; не обеспечила адекватного обоснования решения; и превысила свою компетенцию по статье 107 ДФЕС, пытаясь перекроить корпоративную налоговую систему Ирландии.

Изображение: Open Europe