
Apple наконец начала юридическую борьбу с решением ЕС, согласно которому компания должна заплатить дополнительные 13 млрд евро (14 млрд долларов) налогов после того, как специальное налоговое соглашение, предложенное ирландским правительством, было признано незаконным. Ирландское правительство уже подало свою апелляцию на это решение, заявив сегодня, что «Ирландия не предоставляла Apple льготного налогового режима – в данном случае была уплачена полная сумма, и государственная помощь не предоставлялась».
На первый взгляд, дело ЕС выглядит сильным. Соглашение с ирландским правительством, подробно описанное в анализе Bloomberg, означало, что подавляющая часть налогов Apple была отнесена на «головной офис», который не являлся налоговым резидентом ни в одной стране мира и, следовательно, вообще не платил никаких налогов. Именно так, по утверждению ЕС, Apple фактически платила всего 0,005% налогов с миллиардов долларов европейских продаж…
Ирландия позволила Apple создавать «безгосударственные» структуры, которые фактически позволяли ей самой решать, сколько – или сколько мало – налогов платить. Следователи утверждают, что компания переводила прибыль из десятков стран через два подразделения, базирующихся в Ирландии. В системе, по крайней мере, молчаливо одобренной ирландскими властями, доходы распределялись, причем подавляющая часть относилась на «головной офис» без сотрудников и без конкретной «домашней базы» — и, следовательно, не была обязана платить налоги с какой-либо прибыли от продаж за пределами Ирландии. Между тем, США не облагали налогом эти подразделения, поскольку они были зарегистрированы в Ирландии.
Именно эта схема привела к тому, что Apple была названа уклонистом от уплаты налогов по обе стороны Атлантики, даже несмотря на заметное расхождение в отношении между США и Европой.
Сила этого аргумента позволила мне точно предсказать, что решение ЕС будет не в пользу Apple. Контраргумент Apple, напротив, казался слабым.
Apple утверждала, что она откладывает уплату налогов, а не уклоняется от них. Ее аргумент заключается в том, что американская налоговая система означает, что если бы Apple когда-либо репатриировала эту прибыль в США, она была бы обложена налогом.
Хотя это правда, до сих пор это казалось скорее теоретическим аргументом. Apple никогда не проявляла малейшего намерения репатриировать миллиарды, находящиеся за рубежом – или в «безгосударственных» местах, существующих только на бумаге – поскольку это привело бы к снижению на 35% налогов. Но предложение избранного президента Трампа может это изменить.
До своего избрания Трамп заявил в своей речи, что он введет 10%-ный налог на репатриацию, специально предназначенный для поощрения американских компаний, таких как Apple, возвращать свои зарубежные денежные средства в страну.
Эти богатства, которые находятся за границей, никто не знает, сколько их. Некоторые говорят, что 2,5 трлн долларов, у меня есть люди, которые думают, что это пять триллионов долларов. Мы вернем их, и они будут облагаться налогом только по ставке 10% вместо 35%. И кто же вернет их при 35%? Очевидно, никто, потому что никто этого не делает […] Облагая их налогом по ставке 10% вместо 35%, все эти деньги хлынут обратно в нашу страну.
Если Трамп выполнит это обещание, а Республиканский Конгресс США согласится, вероятно, Apple воспользуется этим, вернув как минимум значительную часть наличных – уплатив при этом 10% налог правительству США. В этот момент Apple сможет ответить ЕС, сказав: «Видите? Мы не уклонялись от налогов – мы просто отложили их на некоторое время, а затем заплатили в США, где эти деньги должны быть».
Если это произойдет до вынесения европейским судом решения по апелляции Apple – что, вероятно, произойдет через несколько лет – это может стать доказательством, необходимым компании для победы. Главный вопрос сейчас заключается в том, действительно ли избранный президент, который, похоже, тихо отказался от многих предвыборных обещаний, выполнит это. Я не делаю ставок ни в ту, ни в другую сторону…