

Есть такое фотографское изречение: лучшая камера — та, что у тебя с собой. Нет смысла иметь лучшую профессиональную зеркальную камеру, если она остается дома, когда ты видишь отличный кадр.
Камера, которую большинство людей носит с собой, — это… iPhone. Apple не раз заявляла, что iPhone — самая популярная камера в мире, и этому есть подтверждение. Год назад, например, Flickr опубликовал список 20 лучших камер, используемых его участниками, и не только iPhone 6 возглавил список, но и различные модели iPhone заняли восемь из 20 позиций.
Для многих iPhone — это единственная камера. Но есть и много других людей, у которых есть одна или несколько отдельных камер — я в их числе. Что же могут делать эти камеры, чего не может iPhone, и как скоро iPhone станет единственной камерой, которая нам когда-либо понадобится…?
Малая глубина резкости
До недавнего времени ответ был очевиден: только отдельная камера могла обеспечить малую глубину резкости. iPhone мог сделать это в очень ограниченных обстоятельствах, но в большинстве случаев, если вы хотели получить эффект, известный как боке, вам нужна была камера с более крупным сенсором.
С выходом iPhone 7 Plus, конечно, Apple представила портретный режим, который обеспечивает эффект малой глубины резкости на фотографиях, сделанных с помощью 2-кратного зума. Эффект искусственный, и в бета-версии он далеко не идеален.
Если вы сравните эти две фотографии, сделанные моим другом Джулианом Перри, вы поймете, что я имею в виду. Это обычный снимок, где размытие создано естественным образом объективом, как я демонстрировал ранее).

Если мы увеличим левый край чашки, размытие фона будет ограниченным, но в целом все выглядит хорошо.

Вот тот же снимок с бета-версией портретного режима:

Гораздо большее размытие фона, но если присмотреться к левому краю кофейной чашки на снимке в портретном режиме, видно очень явный искусственный переход.

Программное обеспечение справляется гораздо лучше в некоторых снимках, но пока что боке выглядит довольно искусственно. Хотя оно и пытается имитировать естественное размытие, оно пока что очень грубое.
Но именно поэтому Apple и маркирует его как бета-версию. Оно будет улучшаться, и когда-нибудь, в течение следующих нескольких лет, достигнет того момента, когда искусственный эффект станет совершенно неотличим от естественного. Вот пример естественного эффекта с постепенным размытием на довольно коротком расстоянии:

Конечно, профессиональные фотографы отметят, что разные объективы дают разное боке, и иногда вы можете выбрать объектив именно по качеству боке. Но нет никаких причин, по которым Apple не сможет эмулировать эффекты разных объективов с помощью программного обеспечения. Так что этот аргумент в пользу отдельной камеры со временем исчезнет.
Макросъемка
Для экстремально крупных планов нужен макрообъектив: объектив, который не только имеет очень малую глубину резкости, но и может фокусироваться на очень близких расстояниях. Например, на этом снимке объектив находился буквально в паре сантиметров от поверхности глаза.

Это то, что камеры iPhone текущего поколения сделать не могут, но они могут фокусироваться примерно на таком расстоянии, и Apple может применить более сильный искусственный эффект боке для достижения чрезвычайно малой глубины резкости.
Опять же, Apple пока не достигла этого, но я не вижу в этом огромной проблемы.
Длинная выдержка (статичные кадры)
Иногда, по творческим причинам, вам может понадобиться длинная выдержка — когда затвор остается открытым дольше обычного, как, например, 30-секундная выдержка на мосту над дорогой.

30-секундная выдержка — это также моя стандартная настройка для снимков «синего часа» — времени примерно через 30-40 минут после заката, когда небо приобретает голубое свечение. Только длинная выдержка может запечатлеть это.

Я обожаю синий час, особенно если могу подняться повыше, поэтому делаю много таких снимков.

На обычной камере такие снимки делаются путем установки чувствительности сенсора* на 100 ISO — чувствительности, обычно используемой для съемки при ярком свете — и длительного открытия механического затвора для получения необходимого количества света. Это то, чего iPhone с его полностью электронным затвором сделать не может.
*Чтобы избежать множества комментариев, исправляющих меня, да, технически сенсор имеет только одну чувствительность, и все, что вы можете сделать при слабом освещении, — это усилить сигнал от него.
Существуют приложения, которые делают несколько снимков и объединяют их. Я пробовал их множество и не нашел ничего, что могло бы должным образом передать синий час. Если вы знаете такое, пожалуйста, сообщите мне в комментариях.
Но опять же, это решается программным обеспечением. iPhone не может сделать это сегодня, но нет причин, почему будущая модель не сможет сделать это с помощью серии объединенных снимков, если есть спрос и Apple приложит к этому достаточно усилий.
Длинная выдержка (панорамные снимки)
Но есть и вторая ситуация, когда может потребоваться длинная выдержка — когда вы хотите передать ощущение движения.
Здесь вы будете отслеживать движущийся объект объективом — например, этот мотоцикл — и использовать длинную выдержку, чтобы создать размытие движения на заднем плане. Это называется панорамированием, и обычно такие выдержки находятся в диапазоне от 1/4 секунды до 1/30 секунды.

Это был солнечный день, поэтому, чтобы избежать чрезмерного попадания света при длинной выдержке, мне пришлось уменьшить диафрагму. Это то, чего объектив с фиксированной диафрагмой, как у iPhone, сделать не может.
В принципе, этот эффект тоже можно было бы реализовать с помощью программного обеспечения, делая быстро объединенные снимки, а затем используя обработку в стиле портретного режима для отделения объекта от фона, чтобы искусственно добавить размытие движения на задний план. Однако это совсем другой порядок сложности! Я не думаю, что это произойдет в ближайшее время.
Слабое освещение
Последняя серьезная фотографическая проблема — это съемка при слабом освещении в целом. iPhone имеет лучшую производительность при слабом освещении, чем почти любая другая камера смартфона на рынке, но он все еще далек от профессиональной зеркальной камеры.
Я упоминал выше, что сенсор камеры имеет фиксированный уровень чувствительности, и если вы хотите захватить больше света при любой заданной выдержке и диафрагме, вы должны усилить сигнал от этого сенсора. Но усиление сигнала имеет существенный недостаток: вы также усиливаете весь «шум» изображения. Вот снимок iPhone, сделанный при слабом освещении:

Он выглядит неплохо при просмотре в таком маленьком размере, но если мы внимательнее посмотрим на небо, мы увидим, что шум ужасен.

Для статичных снимков мы можем использовать подход с объединением снимков, описанный выше, но он бесполезен для такого кадра, где мы движемся.
Он также бесполезен для самого распространенного сценария съемки при слабом освещении: фотографирования людей на вечеринках, концертах, в барах и так далее. Люди не очень хорошо умеют оставаться идеально неподвижными в течение 30 секунд, даже без алкоголя…
Одной из ключевых особенностей, отличающих профессиональную зеркальную камеру от более дешевой камеры, является производительность при слабом освещении. Как я уже сказал, вам приходится усиливать сигнал от сенсора для достижения высоких настроек ISO, но профессиональная камера хорошо справляется с этим. Вот снимок, сделанный в темных условиях при 6400 ISO (усиление x64) на Nikon D3, профессиональный корпус:

Если мы увеличим снимок, как я сделал со снимком из самолета, вы увидите, что шум есть, но он совершенно другого порядка.

(Фокус выглядит немного мягким, так как я оставил RAW-файл без резкости, чтобы избежать добавления артефактов. Если вы снимаете в JPEG, резкость добавляется в камере.)
Это на самом деле самая сложная задача для Apple. При любом уровне технических знаний, применяемых производителем, чем больше сенсор, тем ниже уровень шума. В лучших зеркальных камерах, известных как полнокадровые камеры, есть место для большого сенсора — такого же размера, как 35-мм негатив. Вы найдете их только в профессиональных камерах, таких как Nikon D5 и Canon 1DX, а также в полупрофессиональных камерах, таких как Nikon D750 и Canon 6D.
Более портативные беззеркальные камеры, такие как Sony a6000 и ее более дорогая модель с поддержкой 4K a6300, имеют меньшие, но все же приличные сенсоры APS-C. Меня вполне устраивает производительность моей Sony a6000, поэтому я использую ее в качестве стандартной дорожной камеры в эти дни, оставляя свой Nikon D3 дома.
Но у iPhone крошечный сенсор по сравнению с любой отдельной камерой. Я думаю, пройдет очень много времени, прежде чем технология продвинется достаточно, чтобы позволить смартфону достичь уровня съемки при слабом освещении, сравнимого с зеркальными камерами.
Другие факторы
Профессиональные фотографы и настоящие энтузиасты, конечно, указали бы на множество других различий между камерофоном и зеркальной камерой — не в последнюю очередь съемное хранилище большой емкости. Но для подавляющего большинства любителей, я думаю, эти пять факторов имеют значение. Я вижу, как Apple решает первые три. Однако, четвертый и пятый, я думаю, займет очень много времени.
У вас все еще есть отдельная камера? Если да, то как часто вы ею пользуетесь? Пожалуйста, примите участие в нашем опросе и поделитесь своим мнением в комментариях.