
Вчера WSJ сообщил, что источники указывают на продолжающиеся предварительные переговоры Apple о покупке музыкального стримингового сервиса Jay Z Tidal, при этом источники отмечают, что переговоры могут не привести к сделке. Хотя тот факт, что Apple якобы ведет переговоры с Tidal от Jay Z, еще не означает, что Apple действительно купит Tidal (пока), идея покупки Tidal компанией Apple в ближайшее время, спустя всего два года после того, как она потратила 3 миллиарда долларов на Beats, отчасти для создания своего стримингового сервиса Apple Music, удивляет многих — не меньше, чем история с Beats…
Если сравнивать потенциальную покупку Tidal компанией Apple с тем, как Apple шокировала всех, купив Beats, сходство уже есть.
Beats Music был стриминговым музыкальным сервисом под эгидой Beats by Dre, компании, принадлежащей Dr Dre, известной своими наушниками и колонками с брендом Beats. В своем нынешнем виде Tidal частично принадлежит рэп-исполнителю Jay Z. Beats Music возник из приобретения MOG компанией Beats, а Tidal в том виде, в котором мы знаем его сегодня, является результатом приобретения компании Jay Z.
Tidal также имеет (относительно) небольшую пользовательскую базу — около 4 миллионов платных подписчиков по сравнению с 15 миллионами у Apple Music и 30 миллионами у Spotify. Beats Music был довольно новым сервисом на момент покупки, и, как полагают, у него было всего около 250 000 подписчиков.
История покупки Beats компанией Apple началась схожим образом. Financial Times сообщила, что Apple находится на заключительной стадии переговоров о покупке Beats Electronics и Beats Music 8 мая 2014 года. Затем Apple официально подтвердила свои планы несколько недель спустя, 28 мая 2014 года, а сделка была завершена в августе.

Имейте в виду, что у Apple (включая Стива Джобса, Тима Кука и Эдди Кью) были постоянные отношения с Джимми Йовином еще до приобретения, поэтому потенциальная сделка с Tidal может занять больше времени, хотя бизнес на первый взгляд кажется проще (и, безусловно, дешевле), чем Beats. По одному из сообщений, стоимость Beats Music составляла около 500 миллионов долларов от общей суммы в 3 миллиарда долларов, которую Apple заплатила за весь пакет.
Что касается цены, то Jay Z потратил 56 миллионов долларов на Aspiro, которая занималась WiMP и Tidal в марте 2015 года; подобная сделка не сможет даже приблизиться к 200 миллиардам долларов свободных средств Apple. На тот момент WiMP (стандартный музыкальный сервис) имел около 512 000 платных клиентов, а Tidal (музыкальный сервис высокого разрешения) — около 20 000 платных подписчиков. Позднее Jay Z обвинил бывших владельцев Tidal в завышении числа подписчиков сервиса. В марте Tidal заявил, что достиг 3 миллионов подписчиков.
Но имеет ли смысл покупка Tidal компанией Apple после того, как она уже купила Beats Music и запустила Apple Music? Мы иногда думаем о «имеет смысл» или «не имеет смысла» как о «в некоторой степени ожидаемо» и «вот это сюрприз», когда анализируем новости и возможности.
Применяя эту логику, я бы сказал, что если бы Beats Music купила Tidal, это «имело бы смысл». А теперь представьте, что Beats Music (ныне Apple Music) покупает Tidal за счет средств Apple. 15 миллионов подписчиков у сервиса, который предустановлен на iPhone, по сравнению как минимум с 3 миллионами подписчиков Tidal, которые растут, и 30 миллионами платных подписчиков Spotify. В некоторых отношениях они находятся в одной лиге.

Если бы Apple купила Tidal, это, вероятно, не было бы связано с покупкой подписчиков Apple Music; Apple уже находится на позитивной траектории, и не все клиенты Tidal остались бы.
Но, придерживаясь той же логики (Apple Music, а не сама Apple, покупает Tidal), давайте рассмотрим роль Джимми Йовина в Apple Music и заявление Jay Z о том, что Йовин пытался переманить артистов из Tidal:
Моя позиция к Джимми такова: «Слушай, Джимми; ты Джимми Йовин, и ты Apple, и, честно говоря, ты отлично справляешься. Вы собираетесь сделать большие дела с Beats, но… знаешь, мне не обязательно проигрывать, чтобы вы выиграли, и давайте просто помнить об этом». Опять же, я не зол. Я на самом деле сказал ему: «Йо, ты должен мне помогать. Это для артиста. Это люди, которых ты поддерживал всю свою жизнь. Знаешь, это хорошо».
Плюс интервью Rolling Stone на этой неделе, где они обсуждали потерю альбома Канье Уэста для Tidal:
Были и некоторые промахи: Джексон проиграл в борьбе за подписание Канье Уэста на контракт для его альбома «The Life of Pablo». Йовин говорит, что Уэст вышел из переговоров и отдал альбом Tidal, совладельцем которой является Jay Z и другие звезды. «В итоге он хотел работать со своим другом», — говорит Йовин. «Все просто».
Сфокусировавшись на Apple Music Джимми Йовина, а не только на Apple в целом, это как-то похоже на поглощение одной звукозаписывающей компании другой. Вот как я рассматриваю это развитие событий. Но зачем?

Покупка Tidal компанией Apple — это не то же самое, что покупка Beats. Beats предоставила Apple уже успешную компанию по производству аудиооборудования, сильную команду по маркетингу и, самое главное, дала толчок выходу Apple на рынок стриминговых музыкальных сервисов.
С Tidal, возможно, есть что-то большее, чем кажется на первый взгляд, но на первый взгляд сервис является скорее помехой для Apple Music. Артисты уходят туда эксклюзивно, тогда как могли бы уйти эксклюзивно на Apple Music. Но зачем платить им, чтобы они, по сути, ушли с рынка как альтернатива Apple Music, вместо того чтобы дать Tidal пройти свой путь и, возможно, угаснуть самостоятельно, применив конкуренцию на рынке?

Первая мысль: Apple может захотеть купить Tidal, чтобы кто-то другой не купил. Покупка Tidal компанией Apple может не изменить ландшафт стриминговых музыкальных сервисов, но покупка Tidal компанией Google, Amazon или Facebook может.
Подумайте о том, какое впечатление это может создать: это снова та же история, что и покупка Beats компанией Apple, чтобы наверстать упущенное. Samsung также была под слухами в такой же позиции в течение короткого периода. И покупка Tidal компанией Spotify, безусловно, не поможет Apple Music. К тому же, для Apple не будет плохо купить то, что некоторые описывали как «профсоюз артистов».
Учитывая все вышесказанное, следует отметить, что вчера представитель Tidal заявил, что никаких переговоров с Apple не велось, и репортер New York Times сообщил то же самое.
Мое менее продуманное мнение заключается в том, что Apple просто хочет показать Spotify средний палец в любом возможном виде.