
Писатели-романисты и разработчики приложений имеют много общего. Автор вкладывает много труда в написание романа, но когда он наконец опубликован, он конкурирует с миллионами других книг. Если вы не писатель с большим именем, большинство людей даже не узнают о существовании вашей книги.
Вы можете попытаться проявить креативность в маркетинге. Например, я провел кампанию на Kickstarter для своего первого романа, 11/9, и включил начальную сцену The Billion Dollar Heist в ее конце, чтобы стимулировать продажи. Но конкурировать с крупными издательствами невозможно.
То же самое касается и мелких разработчиков приложений. Ваше приложение может быть лучшим в мире, но оно выходит в мир, где уже существует около 1,5 миллиона приложений для iOS, и никто никогда не слышал о вашем. А поскольку Apple теперь позволяет успешным компаниям покупать еще большую видимость в App Store через рекламу в результатах поиска, ситуация для мелких игроков может только усложниться.
Вот почему я думаю, что Apple могла бы с пользой поучиться у новой модели, которую Amazon использует для книг…
До недавнего времени существовало только два способа опубликовать книгу. Прямое обращение к издателям сейчас почти бессмысленно, поскольку они полагаются на агентов для фильтрации рукописей, стоящих прочтения, поэтому первый подход — попытаться найти агента, а затем ждать, пока он найдет издательскую сделку.
Агенты завалены рукописями и принимают только несколько из них в год. В моем случае мне повезло, и я почти сразу нашел агента для «11/9», но через год она так и не нашла издателя. (Позже я узнал, что это потому, что она показала ее только трем издателям, но это уже другая история…)
Второй подход — самостоятельная публикация. Это прямой эквивалент отправки приложения в App Store. iBooks, Amazon и другие должны его одобрить, и затем оно поступает в продажу. Вы получаете 70% от розничной цены, но вы не получите много продаж, если не найдете доступный способ продвижения.

Именно поэтому Amazon создал третий подход под названием Kindle Scout. Авторы отправляют книги в Amazon, где проводится базовый контроль качества, а затем они добавляются на сайт. Читатели голосуют за книги, которые они хотели бы видеть опубликованными. Каждый клиент Amazon может номинировать до трех книг в месяц. Чтобы привести совершенно случайный пример, вы можете номинировать мою романтическую комедию…
Чтобы сохранить управляемость, Amazon разрешает подачу заявок только в четырех самых популярных жанрах художественной литературы. Книги, получившие наибольшее количество номинаций, затем рассматриваются редакторами издательской компании Amazon Kindle Press. Если книга им нравится, они предлагают автору издательский контракт — но очень нестандартный. Итак, давайте сравним три варианта…
Обычный издательский договор предполагает, что автор получает роялти в размере 10-15%. Чтобы сделать это более приемлемым, предлагается аванс — невозвратный первоначальный платеж — который обычно составляет несколько тысяч долларов. (Да, миллионные авансы, о которых вы слышите, предназначены для авторов бестселлеров; средний аванс для дебютного романа составляет около 5000 долларов.)
Самостоятельная публикация не приносит никаких первоначальных денег, но обеспечивает ставку роялти в 70%.
Kindle Press предлагает промежуточный вариант. Вы получаете 1500 долларов авансом, а затем 50% роялти. Но поскольку книга издается Amazon, они занимаются ее маркетингом, поэтому она должна получить гораздо большую видимость. Вы обмениваете 70% на 50%, но, надеюсь, получаете больше денег.
Результатом должно стать беспроигрышное решение как для авторов, так и для читателей. Авторы получают ускорение известности, а читатели, номинирующие книгу, получают бесплатную предварительную копию, если Amazon решит ее опубликовать.

Я думаю, что Apple могла бы с пользой перенять эту модель для приложений. Вместо того чтобы разработчики приложений выталкивали свои приложения в пустоту и в большинстве случаев получали 70% от чего-то небольшого, они могли бы отправлять их на сайт отбора Apple. Вы и я номинируем понравившиеся приложения, лучшие публикуются Apple на условиях разделения прибыли 50/50 — и если выбранное нами приложение выбрано, мы получаем его бесплатно.
Amazon явно тщательно продумал работу этой системы, и я думаю, что Apple могла бы многому у нее научиться. Например, эту систему сложно обойти, потому что для голосования нужна действующая учетная запись Amazon. В случае Apple это, очевидно, был бы Apple ID. (Конечно, есть фермы таких учетных записей, поэтому обойти ее не невозможно, но это определенно не тривиально.)
Каждый человек может номинировать только три книги в месяц, поэтому вы не можете просто номинировать все подряд в надежде получить максимальное количество бесплатных книг — или приложений, в случае Apple.
И только потому, что книга получает наибольшее количество голосов, это не означает, что Amazon предложит автору контракт. Есть реальные редакторы, которые принимают решения о книгах, которые, по их мнению, стоит поддержать. Apple уже обеспечивает курирование плейлистов в Apple Music, так что знает ценность человеческого подхода.
Конечно, есть одна сложность. Для книг Amazon показывает вам отрывок размером примерно с главу. Apple нужно будет подумать о лучшем эквиваленте для приложений. Поскольку в итоге есть человеческое курирование, я думаю, что хорошего описания и набора скриншотов, вероятно, будет достаточно — человеческий редактор позаботится о том, чтобы приложение соответствовало своим обещаниям.
Альтернативой было бы позволить людям загружать пробные версии с ограниченным сроком действия, чтобы они могли сами увидеть, как работает приложение, но я думаю, это было бы слишком разочаровывающим. Если вам не понравилось приложение, вы потратили много времени; если оно вам понравилось, вы будете раздражены, когда потеряете его по истечении пробного периода.
Что вы думаете? Если вы разработчик приложений, попробовали бы вы это? А для всех остальных, хотели бы вы получить голос в определении тех приложений, которые получат большую видимость в App Store? Как всегда, пройдите наш опрос и поделитесь своими мыслями в комментариях. (О, и я упоминал, что вы можете номинировать мою романтическую комедию… ?)