
Apple всегда считалась компанией-производителем оборудования — от оригинального Apple Computer до Apple Watch. Спросите кого угодно, чем занимается компания, и все расскажут о этих элегантных, стильных и простых в использовании гаджетах.
Некоторые люди даже сразу назовут Apple производителем iPhone, а остальные продукты считают второстепенными. Что, в финансовом отношении, вполне разумно: на iPhone приходится 65% выручки компании. Поэтому неудивительно, что рынок не знает, как реагировать в то время, когда основной продукт компании испытывает снижение продаж. Эта неопределенность усугубляется предположениями о том, что iPhone 7 может быть довольно похож на iPhone 6 и 6s.
Ранее я уже говорил о своем видении долгосрочных перспектив Apple, но та статья была посвящена оборудованию, лишь кратко затрагивая область, о которой Apple все больше и больше говорит: услуги…
Этот сдвиг в акцентах впервые стал очевиден в июне 2015 года, когда Apple незаметно изменила описание компании. Вот как Apple описывала себя в начале того месяца:
Apple разрабатывает Mac — лучшие персональные компьютеры в мире, наряду с OS X, iLife, iWork и профессиональным программным обеспечением. Apple возглавляет революцию в области цифровой музыки с помощью iPod и онлайн-магазина iTunes. Apple заново изобрела мобильный телефон с помощью революционных iPhone и App Store и определяет будущее мобильных медиа и вычислительных устройств с помощью iPad.
А вот (с моими акцентами) как она описывала себя к концу месяца:
Apple произвела революцию в персональных технологиях с запуском Macintosh в 1984 году. Сегодня Apple лидирует в мире инноваций с iPhone, iPad, Mac, Apple Watch и Apple TV. Четыре программных платформы Apple — iOS, OS X, watchOS и tvOS — обеспечивают безупречный опыт работы на всех устройствах Apple и предоставляют пользователям прорывные услуги, включая App Store, Apple Music, Apple Pay и iCloud. 100 000 сотрудников Apple посвятили себя созданию лучших продуктов на Земле и оставлению мира лучше, чем мы его нашли.
Apple Music, Apple Pay и iCloud теперь считались достаточно важными, чтобы попасть в одно предложение, которое компания использует для завершения каждого пресс-релиза.
К началу этого года Apple также начала делать акцент на услугах в своих отчетах о прибылях. В январском отчете финансовый директор Лука Маэстри подробно остановился на услугах, особо отметив долгосрочный бизнес-потенциал.
Мы создали огромную установленную базу на четырех платформах: iOS, Mac OS, watchOS и tvOS. У нас чрезвычайно довольные и лояльные клиенты, которые с быстрорастущей скоростью пользуются нашими услугами. Все это обеспечивает нам непревзойденную основу для будущего бизнеса Apple.
В последнем отчете генеральный директор Тим Кук подхватил эстафету.
Бизнес услуг поддерживается нашей огромной установленной базой активных устройств, которая в начале этого года превысила один миллиард единиц. Эти более чем миллиард активных устройств являются источником повторяющейся выручки, которая растет независимо от поставок единиц, которые мы сообщаем каждые три месяца.
Вопрос в том, была ли это реальная оптимизм относительно потенциала услуг конкурировать с источниками выручки компании от оборудования, или просто способ позитивно интерпретировать квартал, в котором продажи оборудования упали по всем направлениям?

Нет сомнений в том, что позитивное сообщение было необходимо. Выручка от iPhone упала на 18%, от iPad — на 19%, и даже выручка от Mac — область, в которой Apple превосходит остальной рынок — упала на 9%.
Но нет никаких сомнений и в том, что за этой риторикой есть суть: выручка от услуг выросла на 20% год к году во втором квартале, достигнув 6 млрд долларов — в то время, когда продажи оборудования снижались. Чтобы поместить это число в контекст, это делает услуги вторым по величине источником выручки Apple, опережая как iPad (4,4 млрд долларов), так и Mac (5,1 млрд долларов). Сейчас на услуги приходится 11,8% от общей годовой выручки Apple.
Это может быть одной из причин, по которой Berkshire Hathaway решила присоединиться к игре: в то время как продажи оборудования могут быть непостоянными, зависящими от новых технологических разработок и потребительских вкусов, выручка от услуг, как правило, значительно более стабильна.
И этот миллиард устройств на рынке — реальность: это активные устройства. Те, которыми пользуются реальные клиенты, не включая те, что лежат в ящиках стола. В принципе, по крайней мере, каждое из этих миллиарда устройств представляет собой возможность для продаж одной или нескольких услуг Apple, как сообщил директор по исследованиям IDC CNBC.
Фокус на услугах — лучшая стратегия, и рост весьма примечателен. Они начинают полностью использовать 1 миллиард пользователей в своей клиентской базе, и это одна из лучших клиентских баз, которую может иметь компания.

Сила экосистемы также является весомой причиной для оптимизма в отношении услуг. Чем больше у вас устройств Apple, тем выше вероятность того, что вы будете покупать услуги Apple. На тривиальном уровне, эти 5 ГБ бесплатного хранилища iCloud могут быть нормальными, когда у вас есть iPhone на 16 ГБ, но места быстро станет мало, когда вы купите iPhone более высокого класса и дополните его iPad.
Но на более глубоком уровне, чем больше вы вкладываетесь в мир Apple, тем разумнее оставаться в этом мире, когда дело доходит до услуг. Если вы хотите создать документ на своем Mac, отредактировать его на iPad и просмотреть на iPhone, iCloud — самый простой способ сделать это. Если вся ваша музыка хранится в iTunes, и вы хотите купить подписку на потоковую музыкальную услугу, Apple Music — очевидный выбор.
Apple Pay также имеет огромный потенциал. Развертывание терминалов бесконтактной оплаты более развито в одних странах, чем в других, а покрытие на домашнем рынке Apple по-прежнему довольно скудное, поэтому еще не все владельцы iPhone или Apple Watch начали им пользоваться. Как только бесконтактные терминалы станут повсеместными, как это уже происходит в Лондоне, Apple Pay станет чрезвычайно привлекательным предложением.
И это еще не все. Планы Apple по запуску собственного веб-телесервиса могли столкнуться с некоторыми трудностями, но я бы сказал, что шансы на то, что он будет реализован в какой-то момент, остаются высокими. В любом случае, само собой разумеется, что Apple не перестала изобретать услуги, как и оборудование. Возможности для получения дохода будут продолжать расти.

Ничто из этого, конечно, не означает, что Apple будет легко. Есть области, в которых Apple предстоит непростая борьба, чтобы убедить некоторых клиентов отказаться от инвестиций, которые они уже вложили в конкурирующие сервисы, такие как Spotify. Это особенно верно для Китая, где существующие услуги мобильных платежей затрудняют конкуренцию для Apple Pay.
Есть также факт, что Apple не всегда была очень хороша в услугах — и в некоторых отношениях до сих пор не является. Удаление музыки из iTunes, например, или слишком частые сбои iCloud. Но в одном смысле это представляет собой возможность для Apple: если она сможет взять себя в руки, многие из нас, кто в настоящее время пользуется конкурирующими услугами, могут перейти на нее.
Например, я теоретически люблю iCloud — но на практике синхронизация может занимать больше времени, чем мне хотелось бы. Вот почему я плачу Apple только за 50 ГБ iCloud Storage, в то время как плачу Dropbox за 1 ТБ. Dropbox — мое основное онлайн-рабочее пространство, а iCloud заполняет пробелы. Будучи владельцем оборудования Apple, я бы переключился на iCloud в одно мгновение, если бы он мог сравниться с Dropbox по производительности и надежности.
Объединив все это — сегмент, который уже является вторым по величине источником выручки после iPhone, огромный потенциал роста от существующих услуг и новые услуги, вероятно, находящиеся в разработке — мой ответ на вопрос, поставленный в заголовке, должен быть «да». В редком исключении из Закона Баттерджа, я действительно думаю, что услуги обладают потенциалом, каким его хочет представить Apple.
Каково ваше мнение? Пожалуйста, пройдите наш опрос и поделитесь своими мыслями в комментариях.
Изображения: Apple, Digital Trends, Enterprise Innovation, Apple