

Спустя несколько лет после безвременной кончины Стива Джобса журналисты, особенно те, кто ранее брал интервью у Джобса или освещал его деятельность, до сих пор перебирают свои архивы в поисках малоизвестных фактов или цитат, которые могли бы обосновать выход новых книг о загадочном генеральном директоре Apple. Естественно, пересечение с предыдущими работами значительно, поскольку новые авторы неоднократно признают, что опирались на (Возвращение) в Маленькое королевство Майкла Моритца и Apple Confidential 2.0 Оуэна Линцмайера, среди многих других. Но все еще есть возможность пролить свет на новые детали, поэтому и существует книга Брента Шлендера и Рика Тецели «Становление Стива Джобса» (12+ $ / Amazon, 13 $ / iBookstore). Объемом более 400 страниц, она в первую очередь направлена на то, чтобы расставить точки над «i» в одном ключевом аспекте жизни Джобса — он был лучшим человеком в 56 лет, чем в 21 год, — но включает достаточно интересных анекдотов об Apple и других начинаниях Джобса, чтобы ее стоило прочитать.
Хотя «Становление Стива Джобса» следует в основном знакомому повествовательному сюжету, сильные стороны Шлендера и Тецели исходят из двух источников: прямой доступ к Джобсу с середины 1980-х до 2011 года и интервью с ключевыми фигурами, проведенные после смерти Джобса. Хотя их цитаты, как правило, коротки и служат общей повествовательной линии, список участвовавших «тяжеловесов» нетривиален: Лорен Пауэлл Джобс представляет семью Джобса, наряду с нынешними руководителями Apple Тимом Куком, Джони Айвом и Эдди Кью, бывшими руководителями Apple Джоном Рубинштейном, Тони Фаделлом, Кэти Коттон, Фредом Андерсоном и Эви Теванианом, ведущими рекламными специалистами Джобса Реджисом МакКенной и Ли Клоу, главами Pixar Эдом Катмуллом и Джоном Лассетером, Биллом Гейтсом из Microsoft и генеральным директором Disney Бобом Айгером. Учитывая такой доступ, неудивительно, что книга рисует в основном сочувственный портрет, но авторы также дали участникам возможность откровенно говорить о том, как «острые локти» Джобса повлияли на них лично и профессионально…
В целом, «Становление Стива Джобса» подробно охватывает четыре темы:
Эволюция Стива как личности. Подробно обсуждаемая здесь, это центральная тема книги и ключ к ее названию: «все, и каждый человек, находится в непрерывном процессе» эволюции — «становления» — а не статики, факт, который поздние отчеты СМИ о Джобсе не полностью отразили. Хотя книга никогда не пытается изобразить Джобса как святого, она предоставляет достаточно доказательств того, что вспыльчивый, вечно нетерпеливый молодой миллионер научился контролировать свои худшие наклонности, в конечном итоге став любящим отцом и уважаемым наставником. В начале повествования Джобс неоднократно занимается микроменеджментом и перегружает проекты до такой степени, что их практически невозможно продать, но со временем бывший руководитель розничной торговли Рон Джонсон описывает его как «лучшего делегата, которого я когда-либо встречал», доверяющего ключевым сотрудникам реализацию его видений. До самой смерти он оставался одержим совершенством и красотой, но научился преследовать эти цели итеративно вместе с Джони Айвом:
Каждый продукт по-своему был далек от совершенства, что означало, что следующая версия не только могла быть лучше, но и должна была быть лучше. Рассматривая свою работу таким образом, Стив превратил инкрементальную разработку продуктов в непрерывный и недостижимый поиск совершенства. То, что было упущено в каждом продукте, служило основой для следующего, улучшенного издания.
Тем не менее, Джобс не избегает критики — хотя в основном она концентрируется в главе 16 «Слепые пятна, обиды и острые локти» — за то, что он бросал бывших друзей, чтобы сосредоточиться на росте Apple. В качестве одного из примеров, Фред Андерсон, самопровозглашенный «бойскаут», которого Джобс когда-то назвал «Величайшим финансовым директором в мире», был оставлен на произвол судьбы, когда SEC расследовала опционы на акции с обратной датой, полученные Джобсом от компании. «Андерсон заслужил лучшего обращения, чем он получил от Стива и от Apple», — говорят авторы, что является частью чередующегося шаблона теплоты и холодности, который продолжал омрачать и других бывших сотрудников Apple.
Личная жизнь Джобса, включая семью, друзей и врагов. Одна из самых эмоциональных тем книги — это обсуждение личной жизни Джобса, которую авторы наблюдали лично в течение многих лет его холостяцкой жизни и брака. Существует множество мелочей о его друзьях и врагах, включая его близкую дружбу с генеральным директором Disney Бобом Айгером и неприязнь к его предшественнику Майклу Айснеру, а также его редкие взаимодействия с «другом-врагом» Биллом Гейтсом, но эмоциональным ядром «Становления Стива Джобса» является его стремление к семье.
Признав, что Джобс совершил серьезную ошибку, отказавшись признать отцовство своей дочери Лизы, книга предполагает, что Джобс годами ощущал тяжесть этой ошибки — и того, что он пропустил рождение Лизы — прилагая искренние усилия для восстановления отношений с Лизой, став при этом верным мужем и отцом. Даже наблюдатели за Джобсом, которые помнят его редкие ночные электронные письма клиентам, вероятно, не знали, что он сделал приоритетом возвращение домой к семейным ужинам, продолжая работать вечером со своих домашних компьютеров и дважды в год отправляясь в отпуск, чтобы провести время с женой и детьми. В этом контексте душераздирающе читать последнее посвящение Лорен Джобс своему мужу на его похоронах:
«Он сделал мне предложение с горстью свежесобранных полевых цветов в дождливый Новый год. Я сказала «да». Конечно, я сказала «да». Мы строили нашу жизнь вместе… Как и мои дети, я потеряла отца в юном возрасте. Это было не то, чего я хотела для себя; это не то, чего я хотела для них. Но солнце сядет, и солнце взойдет, и оно будет светить на нас завтра в нашей скорби и нашей благодарности, и мы продолжим жить с целью, памятью, страстью и любовью».

Его ранняя профессиональная жизнь в Apple и период «безвременья» с NeXT и Pixar. Как было отмечено здесь, «Становление Стива Джобса» содержит немало фактов о неудачах и успехах Джобса в ранней Apple, NeXT и Pixar, каждый из которых способствовал его превращению в одного из самых уважаемых генеральных директоров в мире. Немногие будут удивлены тем, что доступный, похожий на бытовую технику дизайн Apple II повлиял на все последующие продукты Apple. Но читатели, которые не следили за карьерой Джобса, могли не знать, что парящая лестница дизайнера Лувра И.М. Пей для штаб-квартиры NeXT вдохновила аналогичные работы в розничных магазинах Apple, или что первоначальные трудности Pixar как компании-производителя продуктов привели к ее переосмыслению как производителя анимационных фильмов — и к тому, что Джобс стал миллиардером. Шлендер и Тецели, по-видимому, имели свой самый большой период прямого доступа к Джобсу в это время, приписывая Pixar заслугу в изменении судеб Джобса и обучении его ценности совместного, ненавязчивого управления.
Возвращение Джобса в Apple, включая его более медленное, чем помнится, восстановление и последующий взлет. Хотя «Становление Стива Джобса» не является объективно слабым во второй половине и обогащено в середине двумя очень хорошими подборками фотографий, нет сомнений в том, что освещение iPod, iPhone и iPad не такое глубокое, как могло бы быть. Одно из нескольких крупных открытий книги, а именно то, что Джобс и команда руководителей Apple в спешке скопировали концепцию взаимосвязанной бытовой электроники Билла Гейтса от января 2000 года для стратегии Digital Hub Apple образца 2001 года, следует за напоминанием о том, что Apple оставалась на шатком фундаменте, несмотря на робкое возвращение и восстановление компании Джобсом. Тем не менее, недавние успехи компании представлены в основном в контексте некоторых из ее участников и перемежаются со значительным обсуждением продолжающихся проблем со здоровьем Джобса.
Помимо освещения ранее засекреченного приобретения SoundJam компанией Apple в качестве основы для iTunes, мало нового говорится о разработке iTunes и iPod, кроме как выделить интересную роль Эдди Кью в создании блестящей системы обработки микротранзакций, которая позволила совершать многочисленные покупки по 99 центов в iTunes Store. iPhone, самый значительный текущий продукт Apple, наиболее убедительно обсуждается в ранних прототипах, включая невыпущенный музыкальный плеер и амбициозный видео- и фотоплеер, который полагался на незрелую сеть сотовой связи, что сводило на нет его жизнеспособность. Об iPad говорится очень мало, кроме того, что Джобс участвовал в его создании и раннем маркетинге, а рекламный ролик iPad 2 был последним, который он создал перед смертью. Если и есть какая-либо существенная критика «Становления Стива Джобса», так это то, что этот недавний и критически важный период истории Apple лишь скромно освещен многочисленными первоисточниками, которые были опрошены для книги.
Эта проблема, однако, игнорирует тот факт, что «Становление Стива Джобса» — это больше об эволюции человека, чем о столь же захватывающих эволюциях его компаний. В той степени, в какой Шлендеру и Тецели удалось охватить все эти темы уникальным материалом, книга понравится практически всем, кто интересуется Джобсом, Apple, NeXT или Pixar. Как и другие хорошие книги, написанные о Джобсе, она не дает окончательной истории его жизни, а скорее добавляет новые и интересные детали, которые стоит учитывать наряду с ранее известными. После прочтения «Становления Стива Джобса» ясно, что еще есть захватывающие истории об Apple и Джобсе, которые появятся.
«Становление Стива Джобса» имеет розничную цену 30 долларов и может быть приобретена сегодня на Amazon по цене от 12 долларов или в iBookstore от Apple по цене 13 долларов.