

Becoming Steve Jobs, новая биография Стива Джобса от Брента Шлендера и Рика Тезелли, официально выйдет завтра в издательстве Crown Business/Penguin Random House и уже доступна для предзаказа на Amazon ($12+) и в iBookstore от Apple ($13). Вот лишь некоторые интересные открытия, найденные внутри, в том числе некоторые детали, касающиеся меняющегося отношения Джобса к СМИ.
Возвращение Джобса в Apple почти наверняка не было стратегическим поглощением. Несмотря на спекуляции о том, что Стив Джобс мог стратегически организовать поглощение Apple во время продажи NeXT — точка зрения, разделяемая Биллом Гейтсом и бывшим генеральным директором Apple Гиллом Амелио — книга предполагает, что Джобс был искренне не уверен в своем дальнейшем участии в компании. Эви Теванян и Джон Рубинштейн, «два человека, которым Стив доверял больше всего в Apple… согласны, что Стив не собирался становиться генеральным директором Apple», и что они не думали, что будут работать на него там. Несмотря на любовь Джобса к Apple, компания находилась в шатком финансовом положении, и у него были конкурирующие приоритеты в отношении его времени.
Год спустя Джобс сказал авторам, что так же, как Боб Дилан «никогда не стоял на месте» и «всегда рисковал провалом» — признак настоящего художника — «эта вещь с Apple для меня такая же». Столкнувшись с риском неудачи и последствиями для своей репутации, семьи и Pixar, Джобс «наконец решил: мне все равно, я хочу делать это. И если я сделаю все возможное и потерплю неудачу, ну, я сделал все возможное». Джобс принял термин «iCEO» или «временный генеральный директор», отражая свою постоянную неуверенность в позиции…
Бывший генеральный директор Гилл Амелио пытался купить Newton у Apple. В конце 1998 года Амелио — объект многочисленных шуток за его некомпетентность в управлении Apple — попытался купить активы подразделения Newton, которое Apple закрыла, что Стив Джобс назвал «жестокой шуткой» и отверг. «Я могу быть злым, но я никогда не мог быть настолько злым», — сказал Джобс. «Ни за что бы я не позволил ему еще больше унизить себя — или Apple».
До того, как стать генеральным директором Apple, Тим Кук отвечал за утилизацию десятков тысяч нераспроданных, ненужных Mac на свалке в 1998 году. Помните, это было задолго до того, как Apple занялась переработкой, так что это было нечто необычное.
Билл Гейтс придумал стратегию Apple «Digital Hub». В январе 2000 года, на пике рыночной стоимости Microsoft, Билл Гейтс использовал свою вступительную речь на выставке Consumer Electronics Show, чтобы объявить видение взаимосвязанных компьютеров, бытовой техники, автомобильных стереосистем, телефонов, телевизоров и КПК, первоначально названное «Consumer-Electronics-Plus». После срочного совещания высшего руководства Apple, Джобс и его команда иронично взяли идею Гейтса и реализовали ее, назвав ее «Digital Hub» при запуске iTunes в начале 2001 года. Несмотря на то, что Microsoft была пионером этой концепции, впоследствии она потерпела неудачу почти во всех попытках реализовать свою теперь переименованную стратегию «Digital Living Room» и с тех пор начала спадать.
Отношения Джобса со СМИ были еще более просчитанными, чем подозревали люди. Шлендер и Тезелли очень хорошо убеждают читателя в том, что их работа справедлива, если не полностью беспристрастна, учитывая их историю дружеских отношений с семьей Джобса. Разбросанные ссылки в книге отмечают, что Джобс рассматривал свои взаимодействия с журналистами как сделки: он оценивал их и проверял их квалификацию для обсуждения продуктов Apple, заставляя журналистов чувствовать, что именно их интервьюируют. В конечном итоге, он развивал отношения, в которых и Джобс, и журналисты знали, что они используют друг друга для повышения интереса читателей. «У Стива всегда был скрытый мотив», когда он звонил по телефону, отмечают авторы.
Но некоторые журналисты, в том числе Джо Носера — которого Джобс позже знаменито назвал «гнидой» — сопротивлялись сотрудничеству с Джобсом, чтобы изобразить его и Apple более откровенно:
«Оглядываясь назад, ясно, что Носера затронул то, чего мало кто, включая Джобса, хотел видеть — тот факт, что Стив Джобс 1986 года был слишком необработанным, слишком эгоцентричным и слишком незрелым, чтобы успешно справиться с балансированием, требуемым от крупного генерального директора».
Вернувшись в Apple и наняв Кэти Коттон, Джобс принял стратегию, согласно которой он лично доступен только для нескольких печатных изданий — политика, которая фактически продолжалась до его смерти, несмотря на растущую значимость онлайн-публикаций. Более того, Джобс был почти эксклюзивным сотрудником Apple, уполномоченным говорить о продуктах компании, поскольку он был лучшим и наиболее опытным публичным спикером компании. Медиа-стратегии Apple были подробно освещены в этом эксклюзивном отчете 9to5Mac в прошлом году.
Если вы заинтересованы в изучении жизни Стива Джобса, его бизнес-стратегий, успехов и неудач, книга «Becoming Steve Jobs» определенно стоит вашего времени. Официальная цена — 30 долларов, но ее можно приобрести на Amazon за 12 долларов и выше, а также в iBookstore за 13 долларов.