Мнение: Не надейтесь на настоящие игры Nintendo на вашем iPhone или iPad

Мои чувства к Nintendo сложны. Я люблю ее игры с момента выхода оригинального Donkey Kong, владел каждой консолью Nintendo (включая Virtual Boy) и рекомендовал Wii U как лучшую игровую консоль для семей и детей. Но если я был слегка недоволен Nintendo как компанией в ее самые высокомерные годы — время, когда большинство ее ключевых сторонних разработчиков ушло — то сегодня я откровенно зол на нее. На пресс-конференции в Японии этим утром Nintendo объявила о своем втором сотрудничестве с издателем мобильных игр за два месяца, заголовком которого стало то, что миллионы людей ждали годами:

«Nintendo начнет делать игры для iPhone, включая собственные IP, такие как Mario».

Конечно, в официальном пресс-релизе Nintendo говорится «смарт-устройства», включая телефоны и планшеты, но iPhone и iPad — это безопасная ставка. В пресс-релизе также говорится «игровые приложения», а не игры, но пресс-релиз нового мобильного партнера Nintendo, DeNA, подтверждает, что компании действительно будут вместе производить мобильные игры. Просто подумайте: Super Mario World на iPad! Donkey Kong Country на iPhone! Вот чего все так долго ждали! Но есть нюанс…

К сожалению, поскольку мы говорим о Nintendo, реальность сложнее, чем заголовок:

«У нас нет никакого намерения переносить существующие игровые тайтлы для специализированных игровых платформ на смарт-устройства, — сказал генеральный директор Nintendo Сатору Ивата, — потому что, если мы не сможем предоставить нашим потребителям наилучшие игровые впечатления, это просто разрушит ценность интеллектуальной собственности Nintendo».

DeNA подтвердила это:

«Чтобы гарантировать качество игрового опыта, которое потребители ожидают от этого альянса Nintendo и DeNA, будут созданы только новые оригинальные игры, оптимизированные для функциональности смарт-устройств, — заявила DeNA, — а не перенесенные игры, созданные специально для домашней консоли Wii U или портативной системы Nintendo 3DS».

Я знаю, о чем вы, возможно, думаете. «Новые оригинальные игры от Nintendo для iPhone? Это означает новую Legend of Zelda для iPad. Я в деле!» Но это не то, что здесь происходит. Это будут игры DeNA с использованием персонажей Nintendo. Это как если бы Microsoft дала Hasbro права на создание настольной игры Minecraft. И Nintendo по-прежнему не заинтересована в том, чтобы предлагать свой каталог сотням миллионов пользователей App Store.

Так почему я зол? Потому что для Nintendo больше нет веских причин удерживать свои тайтлы от App Store. iOS-устройства достаточно мощные во всех отношениях, чтобы запускать 90% прошлых игр Nintendo. И нет никакого бизнес-обоснования. Первый мобильный партнер Nintendo, GungHo, заработал более 1 миллиарда долларов на одной мобильной игре.

Еще в январе Nintendo объявила о партнерстве с GungHo — компанией, известной своими бесплатными головоломками и популярными в регионе RPG, — чтобы выпустить версию Super Mario Bros. для мобильной игры GungHo Puzzle & Dragons (показана выше). Как показатель того, насколько испорчена индустрия видеоигр, простая игра-головоломка Puzzle & Dragons принесла более 90% дохода GungHo в размере 1,5 миллиарда долларов в 2014 году. GungHo фактически обогнала рыночную капитализацию Nintendo два года назад, несмотря на владение Nintendo двумя игровыми платформами текущего поколения и самой ценной библиотекой классических игр в мире. Как? Не нужно быть гением, чтобы понять, что именно охват GungHo игр для iOS и Android (как 2,2 миллиарда долларов в 2014 году у King Digital Entertainment, подпитываемые Candy Crush) отвечает за этот безумный денежный поток.

Несмотря на заверения Nintendo в том, что она «разрушит ценность интеллектуальной собственности Nintendo», предлагая компромиссные игровые впечатления на «смарт-устройствах», реальность такова, что на iOS компромиссов теперь меньше, чем на собственных платформах Nintendo. Покупка игр в eShop Nintendo (выше) — это многоэтапное упражнение по сравнению с покупками в App Store в два касания, а игры, купленные для одного устройства Nintendo, не будут работать на других. Apple сделала процесс покупки относительно беспроблемным.

Как бы странно это ни звучало, у вас больше шансов легко запустить 7-летнюю игру для iOS на любом устройстве iOS текущего поколения, чем 7-летнюю игру Nintendo на Wii U. Попробуйте поиграть в игру Wii на новой Wii U, и вам придется столкнуться с экранами, подобными тому, что показан выше, который показывает, какие из огромной коллекции контроллеров Nintendo будут работать с тайтлом, а какие нет. Я недавно скачал несколько оригинальных игр Wii для своей Wii U, только чтобы обнаружить, что мне пришлось потратить 40 долларов на дополнительные контроллеры, чтобы в них поиграть. (И у меня уже было два разных типа контроллеров Wii U. Nintendo не удосужилась обновить версии в Wii U eShop для поддержки контроллеров Wii U.)

Само собой разумеется, что iOS-устройства уже обладают достаточной мощностью для запуска самых любимых игр Nintendo. Floppy Cloud, эмулятор NES и SNES, который ненадолго появился в App Store, запускает практически все 8- и 16-битные игры Nintendo когда-либо созданные на полной скорости, включая оригинальную музыку и полностью отзывчивое управление. Nintendo могла бы купить эмулятор за копейки, продавать игры NES и SNES по 3 доллара за штуку и, вероятно, заработать больше денег за одну неделю, чем консоль Wii U заработала в прошлом году.

Вы больше не ограничены управлением на экране. Если вам не нравится виртуальная D-pad и кнопки, вы можете использовать Bluetooth-контроллер, такой как Mad Catz’ Micro C.T.R.L.i (обзор здесь), который официально поддерживается iOS с версии iOS 7. Более ранние Bluetooth-контроллеры поддерживались неофициально до этого.

Nintendo могла бы продавать iOS-геймерам Bluetooth-версии своих классических контроллеров по 30-40 долларов каждая, и люди были бы счастливы их купить. Но большинство игр играются довольно хорошо с виртуальными элементами управления эмулятора, и было бы еще лучше, если бы кнопки можно было изменять в размере и перемещать в выбранные вами места.

Если вы готовы сделать джейлбрейк своего устройства, чего я лично не советую, другие iOS-эмуляторы уже поддерживают более мощные консоли, такие как Nintendo 64 и Nintendo DS. Опять же, Nintendo (или DeNA) потребовалось бы очень мало усилий, чтобы купить один из этих эмуляторов, при условии, что у них нет навыков программирования на iOS, чтобы создать эмулятор самим.

И учитывая невероятные результаты, достигнутые разработчиками Mac/Windows эмулятора Dolphin (выше) с GameCube и Wii — 83% игр играбельны, выглядят на компьютерах лучше, чем на оригинальных консолях Nintendo — не так уж сложно представить, что даже сложные 3D-игры будут идеально работать под эмуляцией на новейших iPad. Посмотрите на две картинки ниже. Можете ли вы отличить последнюю гоночную игру Nintendo F-Zero от iOS-эксклюзива AG Drive за 4 доллара, выпущенного в прошлом месяце? Подсказка: та, что фактически работает с разрешением Retina (а не 480p), — это игра для iOS.

Я люблю игры Nintendo, но, на мой взгляд, компания оказывает всем — своим фанатам и себе через акционеров — огромную медвежью услугу, продолжая удерживать свой каталог от телефонов и планшетов. Обещаний «новых оригинальных игр», разработанных посредственными разработчиками, такими как GungHo и DeNA, действительно недостаточно. Миру не нужна еще одна бесплатная игра-головоломка с персонажами Марио или Зельды. Ему нужно испытать по-настоящему великие игры Nintendo, которые люди любят десятилетиями.

Пришло время Nintendo сделать тот большой шаг, которого ждут ее фанаты, и принести свои лучшие игры непосредственно на iPhone и iPad. С гигантской пользовательской базой iOS, мощным оборудованием и поддержкой контроллеров никакое оправдание больше не имеет смысла. Но после стольких лет ожидания я уже не надеюсь. А вы?