Если вы не Сет Вейнтрауб, идея о том, что Apple скорее разработает автомобиль, чем поисковую систему, две недели назад была бы спорной — как показано выше, даже комичной на уровне The Onion. Ситуация изменилась. После публичных сообщений о фургонах, арендованных Apple, которые были очень похожи на автомобили для картографирования улиц, многочисленные отчеты существенно подтвердили, что Apple работает над электромобилем, вполне возможно, над автомобилем с автопилотом. Обладая отличным видением (и источниками), Сет уже выделил некоторые общие причины, по которым Apple могла бы заняться автомобильной промышленностью, прежде чем большинство людей признали это реальностью.
Теперь, когда пыль улеглась, и даже скептики признают, что Apple Car может появиться в ближайшем будущем, пришло время взглянуть на общую картину для Apple и автомобильной промышленности. Ниже вы найдете пять основных причин, почему Apple Car появится, а также пять потенциальных проблем, которые стоит рассмотреть.
Почему Apple Car появится
1. Apple действительно думает иначе
При Стиве Джобсе Apple оставалась компьютерным бизнесом, даже после того, как слово «Компьютер» исчезло из названия компании. iPhone был компьютером в вашем кармане, iPad — компьютером для вашего дивана, а Apple TV — компьютером для вашего телевизора. Даже Apple Watch, проект, начатый вскоре после смерти Стива, — это компьютер для вашего запястья.
Решение Apple разработать автомобиль — это не просто утверждение, что компьютеры стали повсеместными, присутствующими практически во всем, поэтому «почему бы и не автомобиль?» Разработка автомобиля — это огромное начинание, требующее еще большего инженерного, дизайнерского, маркетингового и торгового таланта, чем у Apple уже было — возможно, целой второй компании, состоящей из высокоспециализированных людей. Это не проект, который осуществляется наобум: это сознательное, смелое заявление о том, что Apple не собирается ограничиваться производством продуктов, которые можно носить с собой. Что бы вы ни думали о здравом смысле Apple, взявшейся за такой огромный проект, ей, безусловно, не хватает ни амбиций, ни уверенности.
2. Автомобильная промышленность созрела для перемен
Много лет назад некоторые довольно высокопоставленные сотрудники Apple говорили мне, что работа с автомобильной промышленностью над решениями для интеграции в автомобили была кошмаром. Автомобили, производимые сегодня, в основном были разработаны шесть-семь лет назад, что дало автопроизводителям достаточно времени для перехода своих концепций от глиняных моделей к производимым компонентам и готовой продукции. Такой график не подходит для технологических компаний, особенно для Apple. Кто-то в Apple уже разработал систему iBeacon в автомобиле для автоматического открытия гаража, вместо того чтобы просить водителя нажать на кнопку открывания гаража. Но, вероятно, она лежит на полке, потому что автопроизводители не будут готовы внедрить ее до 2020 года.
Apple любит нацеливаться на прибыльные, медленно развивающиеся рынки, которые не ожидают, что она сможет их разрушить. Даже если усилия Apple по разработке отстанут на год, эти компании меньше всего способны изменить свой курс вовремя, чтобы помешать Cupertino нанести еще один крупный удар по миру. И у Apple есть реальный шанс изменить мир.
3. «Центральная консоль» — это беспорядок
Часть приборной панели автомобиля, содержащая экран, называется центральной консолью, и если вы еще не заметили, это катастрофа. Старые резистивные экраны, картографические технологии, которые существенно не менялись за десятилетие, и множество скрытых опций — неудивительно, что люди скорее будут использовать свои iPhone в машине, чем полагаться на автомобиль для навигации, развлечений или связи. Apple знает все это уже много лет и была вынуждена сотрудничать с менее способными программными и аппаратными компаниями, чтобы iPhone работали в (большинстве) автомобилей.
Как минимум, работа Apple может привести к значительному улучшению пользовательского опыта центральной консоли — радикально упрощенному управлению климатом в автомобиле, которое координирует все: от музыки и коммуникаций до температуры, фонового шума и отображения карт. Но Apple, похоже, не ставит перед собой такую низкую цель. Люди, которых она нанимает, обладают экспертизой в области механических систем и промышленного дизайна автомобилей. Конечно, все это может быть связано с радикальным переосмыслением центральной консоли, но большая часть их опыта слишком специфична для этого. По сообщениям, команда Apple CarPlay состояла из одного инженера и одного менеджера; вам не нужна армия, чтобы просто создать лучший бортовой компьютер.
4. Электромобили создали возможность
Это почти не нуждается в доказательствах, но автомобильная промышленность находится в процессе исторического перехода от бензиновых двигателей к частично и полностью электрическим автомобилям. Перемены грядут, и быстро, представляя уникальную возможность для компаний с правильным сочетанием технологий и денег стать крупными игроками в исторически замкнутом бизнесе. У Apple столько наличных средств, что она буквально принимает советы от акционеров о том, как их потратить. Это шанс использовать эти деньги для лучшей цели.
5. Автономные транспортные средства соответствуют философии Apple по упрощению и качеству жизни
Определяющей философией Apple в эпоху Стива Джобса было упрощение сложных вещей. Тим Кук, похоже, расширяет эту тему, предполагая, что Apple здесь, чтобы улучшить качество жизни людей. Сделать автомобиль проще в управлении и приятнее в поездке было бы довольно большим шагом вперед — возможно, амбицией уровня Джобса, выходящей за рамки типичного бюджета Джобса — но автомобиль, который может ехать сам, выходит за эти рамки в область почти утопических, научно-фантастических мечтаний. Если компания без опыта в автомобилестроении, такая как Google, может стремиться к этому, то и Apple может.
Пять серьезных проблем Apple Car, которые стоит рассмотреть
A. Для кого он будет предназначен? Исторически продукты Apple были дорогими, и есть очень мало примеров, когда компания активно стремилась к самому низкому сегменту рынка, на который она выходила. Более того, недавние нанятые Apple специалисты для ее отдела носимых устройств были в основном экспертами по продаже и маркетингу предметов роскоши, сигнализируя о потенциальном отходе от дней iPod Nano за 149 долларов к не слишком отличающимся Apple Watch за 349 долларов.
Учитывая многомиллионных руководителей, чьи вкусы склоняются к ультра-премиальным автомобилям, трудно представить, что Apple — компания, которая «ест свою собственную собачью еду», если когда-либо и была — выпустит популярный, но обычно скромный минивэн или маленький, тесный автомобиль, разработанный для максимальной мощности от перезаряжаемой батареи. Первоначальная ориентация Tesla на дорогие автомобили, должно быть, вдохновила Apple, но кто знает, какую форму примет первый Apple Car и на кого он будет ориентирован?
B. Он вообще когда-нибудь появится?
Проекты Apple обычно занимают годы до выхода на рынок, и компания знаменито отказывается от тысячи вещей ради одного «да». Тот факт, что столько людей, по-видимому, работают над проектом — и что Apple все еще активно нанимает на него — предполагает, что этот проект получил большое «да» и не будет остановлен из-за мелких препятствий. Но еще предстоит пройти много шагов, прежде чем автомобиль появится на рынке, и сроки выпуска, по крайней мере, наверняка исчисляются годами (во множественном числе).
C. А как насчет Apple Maps?
Указание на широко разрекламированный, хотя и, возможно, незначительный сбой в приложении iOS может показаться дешевым уколом в будущее автомобиля с автопилотом, но ядром любого разработанного Apple автономного автомобиля будет навигационная система, разработанная Apple, зависящая от карт, предоставленных Apple. Даже сегодня, спустя годы после первого появления Maps, значительное число пользователей iOS и Mac игнорируют ее в пользу Google Maps. Большинство грубых углов приложения и сервиса Apple Maps были исправлены, но этот беспорядочный запуск не забыт, и Apple придется показать, что автомобиль с автопилотом находится на гораздо более прочной основе.
D. Какой потенциал продаж у Apple Car на самом деле?
Если рассматривать различные сценарии ценообразования для Apple Car первого поколения, становится ясно, что первоначальные продажи не будут огромными — и производственные возможности Apple, вероятно, также будут ограничены. За все время производства Roadster Tesla продала менее 2500 своих первых автомобилей, хотя цена составляла более 100 000 долларов. Последующая модель S была продана в общей сложности примерно 57 000 единиц с начальной ценой около 60 000 долларов. В настоящее время Tesla объявила о машинах за 55 000 и 35 000 долларов как о двух следующих шагах.
Сравните это с Ford Focus, самым продаваемым автомобилем в мире, который сейчас продается более чем 200 000 автомобилей каждый год. Базовая рекомендованная розничная цена составляет около 17 000 долларов. Несмотря на тот факт, что Focus — это безопасные и совершенно адекватные автомобили для миллионов существующих клиентов, можно с уверенностью сказать, что Apple не будет пытаться конкурировать с таким уровнем цен в течение многих лет.
E. Означает ли трек-рекорд первого поколения Apple особенно медленное развитие?
Рекорд Apple с продуктами первого поколения весьма неоднозначен, и общеизвестно, что оригинальные MacBook Air, Apple TV и iPhone имели некоторые проблемы с дизайном и производством, которые потребовали существенных изменений; каждый из них добился гораздо большего успеха в последующих поколениях. Предвидя аналогичный потенциал проблем с предстоящими Apple Watch, многие люди сказали, что планируют подождать и посмотреть, что будет дальше.
Но даже этот неоднозначный послужной список совсем недавно включает в себя несколько значительных хитов первого поколения, в том числе iPad и iPad mini, которые не имели серьезных дефектов после запуска (даже если они стали значительно лучше всего год спустя). Более того, большинство людей в настоящее время используют третье или даже седьмое поколение продуктов Apple, и имеют такие огромные положительные впечатления от своих MacBook, iPhone и Apple TV, что предыдущие версии практически являются древней историей. Безопасно сказать, что будет достаточно людей, заинтересованных в Apple Car, чтобы такие опасения не помешали ей стать успешной по правильной цене.
Читатели, что вы думаете? Выпустит ли Apple автомобиль? Когда? На какой сегмент рынка он, скорее всего, будет ориентирован при первом выпуске? Поделитесь своими мыслями ниже.
