Часть 4) Уход «Тирана»

Из «Видя сквозь иллюзию: понимание мастерства Apple в работе со СМИ», профиль, посвященный PR-стратегии Apple:

Хотя PR-отдел Apple представил уход бывшего вице-президента по корпоративным коммуникациям по всему миру Кэти Коттон как возможность для исполнительного директора провести больше времени со своими детьми, истинной причиной ее ухода, скорее всего, стало иное видение будущего публичных выступлений Apple со стороны Тима Кука.

Как рассказал бывший член PR-команды Apple, Коттон была «козырем» компании для журналистов. Известная своим полным контролем над доступом СМИ к Apple, власть и отношение Коттон заставляли некоторых журналистов опасаться, что их доступ к мероприятиям Apple и ранним брифингам по продуктам будет прекращен. Это два привилегии, которые, будучи отнятыми, могли бы негативно повлиять на карьеру писателя. Внутри компании некоторые сотрудники Apple описывали Коттон как «тирана». Один сотрудник Apple назвал правление Коттон «битвой за имидж компании» и сказал, что исполнительный директор управляла группой как «феодальным владением».

«Иногда я чувствовал, что мы в детском саду», — сказал другой член PR-команды. Контроль Коттон над отделом распространялся на личный мониторинг времени прихода сотрудников на работу и ухода из офиса каждый день. Она ожидала, что сотрудники будут «работать весь день из офиса, несмотря ни на что», — сказал бывший сотрудник. Хотя это и неудивительно для руководителя небольшого, но критически важного подразделения Apple, это ожидание было расценено как бесчеловечное, когда Коттон не разрешила молодой матери работать из дома один день в неделю, вспоминал бывший сотрудник. Выбор между Apple и семьей не мог быть более резким.

Также говорят, что у Коттон были «цели» в ее отделе. «Однажды кто-то мог быть звездой, на следующий день этот человек мог оказаться внизу списка», — сказал бывший сотрудник PR-отдела Apple. «Многие люди уходили через год или два под руководством Кэти; это было как ходить по яичной скорлупе», — добавил этот человек. Она «вселяла страх в сердца и отняла годы моей жизни», — сказал другой человек. «Но это было полезно для тебя, это было настоящее крещение для меня», — добавил этот человек.

Несмотря на то, что Коттон наводила страх на некоторых журналистов и сотрудников, другие выражали ей уважение и говорили, что многому у нее научились. Брайан Лам вспоминает, как видел «чрезвычайно серьезную» Коттон на мероприятии Apple «с грузом всего мира на плечах», но когда она увидела приближающегося репортера, она улыбнулась. «Я увидел ее двойственность; люди просто не связывались с ней, она знает динамику власти всего между изданиями, отдельными репортерами и тем, чего хотят репортеры», — сказал Лам.

Коттон имитировала многие стратегии Стива Джобса, когда он возродил Apple из почти банкротства в конце 1990-х годов. Несколько бывших членов PR-команды Apple предположили, что контролирующее отношение Коттон проистекало из ее отношений с Джобсом. Как выразился один человек: «если вы работаете со Стивом, вы думаете, что вы мини-Стив, но правда в том, что вы им не являетесь». Пока Джобс был жив, сотрудники «могли мириться с чушью, но после Стива это больше не стоило того», — сказал другой сотрудник PR, «мы устали от этого». Произошел «исход» из PR-отдела Apple после смерти Джобса в конце 2011 года, объяснили несколько нынешних и бывших сотрудников Apple, что отражало увольнения, которые привлекли больше внимания в других отделах.

Коттон была настолько близка к Джобсу, что многие члены PR-команды полагали, что она уйдет из Apple вслед за отставкой и смертью Джобса. «Кэти была создана по образу Стива», — сказал представитель PR, черпая силу в неявном одобрении Джобса. Поскольку Джобса больше не было, а у руля стоял несколько более мягкий Тим Кук, страх, который Коттон вселяла в свою организацию, больше не работал. Нынешние и бывшие сотрудники сообщили нам, что единственное, что удивляет в уходе Коттон, — это то, что это произошло почти через три года после смерти Джобса.

Когда Тим Кук официально взял на себя руководство Apple в конце 2011 года, «он начал информировать PR-группу о том, что Apple должна стать более дружелюбной компанией», как внутри, так и в глазах общественности. Посыл был ясен, но было неясно, сможет ли Коттон оправдать это ожидание. Как сказал сотрудник Apple: «будет ли Тим [по-прежнему] желать Кэти, «боевую собаку» с ДНК Стива» во главе имиджа компании? Кук открыл Apple для Ассоциации справедливого труда, начал соответствовать благотворительным взносам сотрудников и постепенно сделал доступными для журнальных интервью не только себя, но и других топ-менеджеров. В Apple назревали перемены, и Кук не следовал всем установленным правилам.

— См. Часть 5) Два ума вместо одного