Мнение: Ознаменует ли весенний запуск Amazon/Nexus/Apple TV начало конца прямого эфирного телевидения?

Стриминговое ТВ набирает обороты. Мы ожидаем, что в апреле будет анонсирован новый бокс Apple TV, Amazon, похоже, готовится выпустить свой бокс в марте, а Google, по слухам, не отстает с боксом под брендом Nexus.

Так называемое «отрезание кабеля» – когда люди отказываются от своих подписок на кабельное телевидение в пользу потоковой передачи контента через интернет – набирает популярность. Мобильный просмотр ТВ на планшетах становится все более распространенным.

Все это заставляет меня задуматься, не являемся ли мы свидетелями начала конца прямого эфирного телевидения… ?

Возможно, мне стоит заявить о своей личной предвзятости: у меня не было телевизора уже много лет. Разделяя имущество при разводе, моя бывшая жена забрала телевизор, а покупка нового оказалась где-то внизу моего списка дел. Примерно два года спустя я так и не добрался до этого и понял, что ничего не упустил.

Дело не в том, что я не смотрю телешоу. Но Netflix и BBC iPlayer предоставляют мне все необходимое ТВ, которое я смотрю на своем MacBook Pro или iPad, когда я один, и подключая Mac к своему Apple Thunderbolt Display, когда я в компании.

То, что началось как несколько эксцентричное поведение человека, который изначально не был большим фанатом ТВ, кажется, становится все более мейнстримным. Все больше людей сначала обращаются к видео по запросу (VOD) сервисам, таким как iTunes, Netflix и Hulu, а прямое телевидение становится более редким явным предпочтением.

Большинство людей, конечно, еще не готовы полностью отказаться от своих телевизоров. Действительно, тенденция идет к еще большим экранам. Есть немалая доля иронии в том, что производители телевизоров все чаще продвигают 55- и 65-дюймовые экраны тем самым людям, которые также смотрят телешоу на своих iPad и даже iPhone. Но в этом и заключается суть: люди должны иметь возможность выбирать не только то, что они смотрят, но и где, когда и как они это смотрят.

Я также не думаю, что большинство еще готовы отказаться от своих ТВ-тюнеров. *Некоторая* часть ТВ всегда будет просматриваться в прямом эфире, даже если это новости и спорт. Есть также те премьерные шоу, которые люди любят обсуждать с друзьями и коллегами на следующее утро, и если вы не смотрели их в прямом эфире — или, по крайней мере, поздно вечером в тот же день — вы остаетесь вне «разговоров у кулера».

На самом деле, ходят слухи, что новый бокс Apple TV будет содержать ТВ-тюнер именно потому, что прямое эфирное телевидение все еще имеет свою роль. Но я думаю, что эта роль будет становиться все меньше, а видео по запросу станет вариантом по умолчанию. И прямое эфирное телевидение, конечно, не обязательно означает доставку через ТВ-антенну или кабельную службу.

Изменения, о которых я говорю, не произойдут в одночасье. Есть три очевидных препятствия, которые нужно преодолеть.

Во-первых, привычка и инерция. Для массового рынка, не разбирающегося в технологиях, существует комфорт и привычность в получении любимых программ от любимых каналов, даже если они записывают их для последующего просмотра. Но это ничем не отличается от любых других технологических изменений: ранние последователи прокладывают путь, а массовый рынок следует за ними.

Во-вторых, пропускная способность. Существуют также те, чьи широкополосные соединения еще недостаточно быстры, чтобы поддерживать надежную потоковую передачу HD-контента — и это еще до того, как мы начнем говорить о 4K-контенте. Но это проблема, которая будет решена. Google, например, имеет большие планы на свою гигабитную службу Google Fiber.

В-третьих, и, возможно, самое сложное из всех, – это устоявшиеся телевизионные сети. Они одновременно влиятельны и консервативны. До того, как просмотр с временным сдвигом стал обычным явлением, они диктовали, что люди смотрят и когда. В наши дни они говорят нам, какие устройства мы можем использовать для просмотра их шоу.

Но баланс сил начинает меняться, поскольку потребители голосуют своими кошельками. Netflix продемонстрировал с «Карточным домиком», что вам не нужно быть телевизионной сетью, чтобы иметь чрезвычайно успешное телешоу. Мы видели появление приложений для iPad для просмотра в автономном режиме, хотя в основном только как часть традиционного домашнего кабельного пакета. Но наступление началось.

Вот почему я считаю, что усиление конкуренции в области ТВ-боксов — это хорошие новости даже для преданных поклонников Apple. Потому что именно конкуренция создает маркетинговые кампании, которые знакомят технологию с массовыми потребителями.

Прямо сейчас крупные телеканалы не слишком беспокоятся о том, что делают кучка технарей. Но когда стриминговые ТВ-боксы станут мейнстримом и начнут появляться в гостиных обычных людей, тогда стриминговое ТВ станет настолько популярным, что даже крупные телеканалы не смогут сопротивляться.

Сейчас потребители обычно выкладывают более 100 долларов в месяц за целый пакет контента, который им не нужен, только чтобы получить то, что им действительно нужно. Чем популярнее становится потоковый контент, тем большее давление оказывается на сети, чтобы они предлагали нам свободу выбора контента, который мы хотим, в предпочитаемых нами форматах, платя только за него.

Это не обязательно означает, что сети проиграют. На каждого клиента, платящего 120 долларов в месяц за определенный пакет, найдется, вероятно, дюжина других, кто заплатит 10 долларов в месяц за желаемые шоу. Позвольте людям смотреть то, что они хотят, и как они хотят, и деньги последуют за этим.