Достигли ли музыкальные загрузки своего пика, уступив место стримингу?

Что общего у 1980, 1989 и 2003 годов? Это были годы пиковых продаж LP, кассет и компакт-дисков соответственно. После этого, за исключением очень небольшого возрождения винила, все пошло на спад.

Billboard предполагает, что, возможно, 2012 год войдет в этот список — как год пиковых продаж музыкальных загрузок, при этом стриминговые сервисы, такие как Spotify, Rdio и теперь, конечно же, iTunes Radio, являются преемниками…

Падение продаж музыкальных загрузок пока невелико, но цифры, похоже, указывают на тенденцию.

Цифровые покупки в этом году снижаются практически по всем направлениям. Продажи треков упали на 4,4% к 24 ноября, по данным Nielsen SoundScan. Альбомы, эквивалентные трекам (где 10 треков равны одному альбому), упали на 2,1%. Общие цифровые покупки — треки и цифровые альбомы — снизились на 4%.

Продажи треков падали весь год. В первой половине 2013 года потребители в США еженедельно покупали от 23 до 25 миллионов треков. В октябре и ноябре еженедельные продажи треков упали ниже 20 миллионов.

В статье NY Times цитируется Даг Моррис, председатель Sony Music Entertainment, который видит ту же картину.

Привычки музыкальных любителей меняются. Вместо покупки физических носителей или даже цифровых загрузок потребители начинают предпочитать покупку музыки по запросу через стриминговые сервисы.

В той же статье Neilsen сообщает, что музыкальные видео на YouTube являются самым популярным источником музыки среди молодых слушателей.

Billboard указывает на продажи каталогов — всего, кроме новых релизов — как на ключевой показатель состояния музыкального формата.

Текущая слабость в продажах каталогов имитирует то, что произошло с CD, по словам аналитика NPD Group Расса Крупника, который говорит, что потребители начали проявлять «апатию» к покупке CD примерно восемь-девять лет назад. «Люди начали говорить: «Я сыт по горло. У меня есть весь каталог, который я хочу. Если вы не «впечатлите» меня чем-то новым, я останусь в стороне».

Главный вопрос, который задают стриминговым сервисам, конечно же, заключается в том, устойчива ли их бизнес-модель. Из 24 миллионов пользователей, о которых Spotify сообщал в марте (в последний раз, когда они говорили о цифрах), только четверть имели платные подписки. Продажи музыкальных загрузок и физических носителей пока остаются основным источником дохода — они принесли 5,6 млрд долларов выручки по сравнению примерно с 1 млрд долларов у стриминговых сервисов — но это довольно быстрый сдвиг для формата, который до недавнего времени, казалось, лучше привлекал слушателей, чем заставлял их расставаться с деньгами.

Но если кто-то и имеет хорошие шансы заработать на стриминге музыки, так это компания, которая превратила безубыточный сервис, предназначенный для продвижения продаж оборудования, в многомиллиардный бизнес сам по себе. Выход Apple на рынок стриминга музыки выглядит особенно своевременным.