Проблемы Apple с обеспечением справедливого отношения к работникам в сложных цепочках поставок

Bloomberg опубликовал подробную статью, иллюстрирующую, насколько велика проблема для Apple и других транснациональных компаний в обеспечении справедливого отношения к работникам в сложных цепочках поставок.

Когда один из поставщиков Apple, такой как Flextronics, выигрывает новый контракт, ему необходимо привлечь дополнительных работников – много работников, и быстро. Эти работники набираются через кадровых брокеров, которые обязаны соблюдать правила Apple. Но многие из них привлекаются из других стран, таких как Малайзия и Непал.

Алок Тапария, управляющий директор Transworld Manpower, еще одного из четырех непальских брокеров, нанятых для этой кампании, говорит, что получил четкие инструкции: с рабочих не должны взиматься платы; Flextronics будет платить брокерам. Но Тапария и другие непальские брокеры говорят, что Flextronics требовал так много людей так быстро, что не было возможности сделать это без использования сети суб-агентов страны, простирающейся до гималайских деревень, куда можно добраться только пешком. Как сама Apple описывает в отчетах о своей цепочке поставок, суб-агенты всегда берут плату…

Работники, нанятые из соседних стран, в конечном итоге могут быть вынуждены платить нескольким слоям агентов и суб-агентов за свои рабочие места. Без наличных денег для этого они берут кредиты – и обязаны сдавать свои паспорта в качестве залога. В статье говорится, что попытки Apple справиться с этим со временем оказываются менее успешными.

В 2009 году Apple пыталась запретить поставщикам использовать работников, с которых было взыскано более одной месячной зарплаты на фабрике. Но по собственным подсчетам Apple, проблема усугубилась. В прошлом году аудиты компании выявили 6,4 миллиона долларов в виде сборов, уплаченных работниками сверх установленного компанией предела, по сравнению с 6,7 миллионами долларов за предыдущие четыре года вместе взятые. И в прошлом году Apple провела аудит меньшего числа заводов, чем в 2011 году. Компания предписывает своим поставщикам возмещать расходы работникам, с которых было взыскано сверх установленного предела.

История одного рабочего используется для иллюстрации того, насколько сильно могут пойти не так дела. 27-летний Бибек Дхонг начал работать в Flextronics, тестируя камеры iPhone, уже имея долг в 1000 долларов перед агентами. Когда у компании возникли проблемы с контролем качества и она была вынуждена остановить производство, Дхонг и его коллеги остались без работы, в долгах и, поскольку их паспорта находились у местных агентов, без возможности вернуться домой.

Отправив большую часть своих денег домой в предвкушении скорого воссоединения, многие начали испытывать нехватку наличных. Затем у них стало заканчиваться продовольствие. Первыми голодать начали молодые люди, которые полагались на местный ресторан за пределами общежития, который выдавал им один прием пищи в день в кредит. Владелец перестал их обслуживать, когда узнал, что они потеряли работу, говорит Дхонг. Вскоре голод распространился почти на всех.

Даже когда ему в итоге разрешили вернуться домой, около трети его дохода уходит на уплату процентов по кредитам за платежи по работе, которой у него больше нет.

Дхонг и его жена видят только один выход: взять еще денег в долг и заплатить за другую работу за границей. Многие другие бывшие работники Flextronics говорят, что поступят так же.

Apple заявляет, что она является лидером в отрасли по борьбе с подобными злоупотреблениями и помогла контрактным работникам вернуть 16,4 миллиона долларов с 2008 года. Предприятие Flextronics в Букит Раджа больше не входит в цепочку поставок Apple.