От бета-версии 1 до релиза: как каждая основная версия iOS трансформировалась

После своего представления в начале этого месяца, новейшая операционная система Apple подверглась критике и пристальному вниманию со стороны как дизайнеров, так и обычных пользователей. Из-за сжатых сроков разработки и нового дизайн-направления под руководством Джони Айва, последовавшего за увольнением бывшего вице-президента iOS Скотта Форсталла осенью прошлого года, iOS 7, что вполне понятно, является самой противоречивой и интригующей версией iOS на данный момент.

В ответ на значительную часть негативной критики, направленной на iOS 7, некоторые предполагают, что iOS 7 существенно изменится до того, как будет выпущена для широкой публики. Взгляд на предыдущие версии iOS выявляет долгую тенденцию тонкой доработки операционной системы в период бета-тестирования, а не радикальных изменений. Давайте посмотрим, как каждая версия iOS трансформировалась:

iPhone OS 1

Даже больше, чем iOS 7, iPhone OS 1.0 была крупным программным проектом для Apple, кульминацией технологий и идей, находившихся в разработке годами. К тому времени, когда Apple была готова представить программное обеспечение оригинального iPhone на Macworld 2007, многие элементы пользовательского интерфейса и дизайнерские решения, которые определяли бы iOS в течение следующих пяти лет, уже были готовы. Однако Apple все же изменила и обновила довольно много функций до того, как iPhone поступил в продажу тем летом. Хотя недоступность какого-либо оборудования, совместимого с iPhone OS, и отсутствие поддержки сторонних приложений в iPhone OS 1 помешали Apple выпустить какие-либо бета-версии программного обеспечения для разработчиков, ключевое выступление Apple об iPhone и архивы веб-сайтов показывают, насколько сильно было доработано программное обеспечение перед релизом.

Некоторые элементы пользовательского интерфейса, которые не вошли в финальную версию Mail.

Одно из самых значительных изменений, которое претерпела iPhone OS между первой демонстрацией и выпуском, — это полная переработка Mail.app. Во время выступления на Macworld и в ранних рекламных материалах Apple демонстрировала разделенный просмотр сообщений. Этот интерфейс был знаком пользователям Mac, но в конечном итоге затруднял чтение сообщений. Оригинальный дизайн Mail также предлагал другой индикатор прогресса отправки сообщений и измененную навигацию. Еще одним крупным дополнением к финальной версии 1.0 стало добавление нативного приложения YouTube, которое было впоследствии удалено во время бета-периода iOS 6.

Версия Maps, не вошедшая в релиз, и значок Phone во время вызова.

Maps также получила обновления функций незадолго до запуска, добавив возможность построения маршрутов, которой не было на момент первой демонстрации программного обеспечения. Функции Weather и Stocks, которые Apple изначально называла «виджетами», были представлены как веб-приложения, а не как нативное программное обеспечение.

Большинство других изменений в программном обеспечении во время первого выпуска были чисто визуальными. Примечательным примером является культовая анимация разблокировки iPhone, которая изначально включала простой переход с затуханием. Хотя большинство значков на главном экране были готовы к моменту демонстрации программного обеспечения, оригинальный значок Phone пульсировал во время вызова. Эта функция была преобразована в баннер «вернуться к вызову».

iPhone OS 2

iPhone OS 2.0 имела одну основную цель: iPhone SDK. Вместо добавления множества изменений, 2.0 была сосредоточена на допуске сторонних приложений в магазин. В результате iPhone OS 2.0 изменилась меньше всего между первым предварительным просмотром и финальным выпуском из всех версий iOS. Однако была добавлена одна ключевая функция, которой не было в ранних демонстрациях Apple: MobileMe. В марте 2008 года дебютировала iPhone OS 2, но MobileMe был анонсирован только на WWDC в июне.

iPhone OS 3

Удаленная панель настроек «Известные сети». (Фото: Engadget)

После мгновенного успеха App Store в 2008 году Apple сосредоточилась на многих новых функциях для iPhone OS 3.0. Как и в предыдущем релизе, Apple предоставила предварительный просмотр новой iPhone OS, оставив место для улучшений функций и пользовательского интерфейса между первой бета-версией и финальным выпуском. Возможно, самым большим дополнением, появившимся только в более поздних бета-версиях, стал Find My iPhone — сервис, а не приложение — который был добавлен на WWDC. MobileMe также претерпел другие изменения в более поздних бета-версиях: в бета-версии 3 были добавлены/изменены опции слияния и публикации данных.

Среди менее значительных функций в бета-версии 2 были добавлены еще две дополнительные страницы главного экрана, доведя общее количество до 11, а интерфейсы Spotlight и копирования/вставки были доработаны и улучшены перед запуском. В бета-версиях 3.0 также появилась панель «Известные сети Wi-Fi» в Settings.app, хотя она была удалена до выхода ОС.

iOS 4

Game Center в ранних бета-версиях iOS 4.

iPhone OS 4, переименованная в iOS 4 в период бета-тестирования, представляла, возможно, самые заметные изменения и дополнения в пользовательском интерфейсе для версии iOS до iOS 7. Конечно, это означало, что предстояло провести много доработок. Наиболее заметным в iOS 4 является включение Game Center. Когда iPhone OS 4 была представлена в апреле 2010 года, Apple упомянула, что Game Center появится в iOS позже в том же году. Интерфейс бета-версии не имел никакого сходства с приложением в стиле казино, которое появилось в iOS 4.1.

Некоторые идеи пользовательского интерфейса, с которыми Apple экспериментировала для iOS 4.

Помимо Game Center, большинство других изменений, внесенных в бета-версии iOS 4, были чисто косметическими. Льняная текстура, которую Apple широко использовала в последние несколько лет, полностью отсутствовала в первой бета-версии iOS 4. Папки и панели многозадачности имели текстуру, похожую на Dashboard в Mountain Lion. Хотя в бета-версии 2 была добавлена легкая льняная текстура, окончательный вид был определен только в третьей бета-версии. Многие другие аспекты многозадачности также не были доведены до конца в ранних сборках для разработчиков. Изначально закрытие приложений в панели многозадачности было менее интуитивным. Удержание значка приложения открывало кнопку закрытия только для одного приложения, что делало процесс закрытия большого количества приложений длительным. Анимация переключения между приложениями также была переработана между бета-версией 1 и релизом. Блокировка ориентации iPhone и элементы управления мультимедиа были добавлены в бета-версии 3 iPhone OS 4. Элементы управления мультимедиа iPad в iOS 4.2 были реорганизованы перед потребительским выпуском. Жесты переключения между приложениями для iPad были представлены (затем удалены) в бета-версиях iOS 4.3.

Также стоит отметить утечку альфа-версии iOS 4 из Вьетнама, которая демонстрировала совершенно иной подход к многозадачности и Spotlight, чем тот, что был представлен даже в бета-версиях iOS 4. Многозадачность в этой сборке была реализована аналогично тому, как она работает в iOS 7, с большими полноэкранными превью приложений.

iOS 5

Хотя исправления проблем с iCloud в период бета-тестирования iOS 5, вероятно, были связаны с серверной частью, Apple внесла изменения и в саму операционную систему. iOS 5 стала одной из первых версий, где Apple изменила значки приложений перед выпуском. Были переработаны как сам значок iCloud, так и недавно созданный значок Reminders. Это интересно в свете жалоб, касающихся нового набора значков iOS 7. Как могут помнить тестировщики, значок Reminders изначально содержал текст, представляющий список покупок.

Ранние значки iCloud и Reminders.

По мере того, как Apple наращивала возможности iCloud во время тестирования, они постепенно открывали больше функций для разработчиков в более поздних бета-версиях. Беспроводная синхронизация впервые появилась в бета-версии 2, а обновления по воздуху были активированы для разработчиков в бета-версии 4.

Как мы обнаружили до анонса этой функции, iOS 5 содержала ссылки на панорамную фотографию. Функция была отменена незадолго до того, как стали доступны бета-версии для разработчиков. Apple продолжала дорабатывать приложение камеры, переделывая кнопку камеры на экране блокировки между iOS 5 и iOS 5.1.

iOS 6

Последний релиз iOS от Apple увидел лишь незначительные улучшения перед выпуском. Помимо улучшений данных и стабильности в совершенно новом приложении Maps, очень немногие отличия появились в ОС в последующих бета-версиях. Наиболее заметным изменением стало тихое удаление встроенного приложения YouTube из бета-версии iOS 6 beta 4, как часть постоянных усилий Apple по устранению зависимости от Google. Помимо YouTube, единственным другим видимым пользователю изменением в iOS 6 стало поведение кнопки Flyover в Maps. Изначально кнопка всегда отображала текст «3D», но в релизной версии добавился глиф зданий.

Оригинальная иконка Flyover (сверху) по сравнению с текущей иконкой Flyover (снизу).

Хотя iOS 7, без сомнения, является самым радикальным изменением iOS, Apple обычно имеет свои идеи, готовые к публичному дебюту. Прошлые действия Apple многое говорят об их будущих намерениях, и если предыдущие версии iOS служат ориентиром, то осенью этого года можно ожидать аналогичную, но улучшенную версию iOS 7 (по крайней мере) на релизе для потребителей.