У Nokia, переживающей упадок, в 90-е годы могли быть аппаратные разработки в стиле Apple

…но ужасное корпоративное управление поставило ее в такое положение, когда она может быть вынуждена распродать патенты.

Интересная статья о Nokia в Wall Street Journal прошлой ночью. Она начинается так:

Более чем за семь лет до того, как Apple Inc. выпустила iPhone, команда Nokia продемонстрировала телефон с цветным сенсорным экраном над одной кнопкой. Устройство показывало поиск ресторана, игру в гонки и заказ губной помады. В конце 1990-х годов Nokia тайно разработала еще один привлекательный продукт: планшетный компьютер с беспроводным подключением и сенсорным экраном — все функции современного популярного Apple iPad.

«Боже мой», — говорит г-н Нуово, просматривая свои старые слайды. «Мы полностью это просчитали».

Аппаратное обеспечение — ключевой элемент, но, как мы видели на примере iPad 2002 года от Apple, программное обеспечение, маркетинг, экосистема и, возможно, самое главное — своевременность — также играют важную роль в определении успеха продуктовой линейки. Однако, когда время было подходящим и появлялись возможности, Nokia не смогла их реализовать.

«Что поразило меня, когда мы начали работать с Nokia в 2008 году, так это то, что Nokia тратила гораздо больше времени, чем другие производители устройств, просто на выработку стратегии», — сказал главный исполнительный директор Qualcomm Пол Джейкобс. «Мы представляли Nokia новую технологию, которая казалась нам большой возможностью. Вместо того чтобы просто воспользоваться этой возможностью, Nokia тратила много времени, возможно, шесть-девять месяцев, просто на оценку возможности. И к тому времени возможность часто просто исчезала».

По рассказам, у меня есть друг, который работал с Nokia в сфере рекламы. Он говорил то же самое: компанию парализовали политика и плохое руководство. Различные продуктовые группы относились к разным частям компании как к конкурентам, а не как к соотечественникам.

И вот, через пять лет после анонса iPhone, Nokia находится в штопоре. Это вызывает такой огромный дефицит денежных средств, что, вероятно, компанию вынудят распродать многие из ранних патентов, оцениваемых примерно в 6 миллиардов долларов, что чуть меньше текущей рыночной капитализации Nokia в 6,5 миллиардов долларов. Это означает, что инвесторы очень мало верят в способность фирмы добиться успеха. Фактически, если бы Google подождал, Nokia могла бы стать более выгодной целью для покупки патентов, чем Motorola.

Nokia по-прежнему испытывает трудности с превращением хороших идей в продукты. В первой половине года Nokia зарегистрировала больше патентов, чем за любой шестимесячный период с 2007 года, сказал г-н Элоп, в результате чего у Nokia более 30 000 патентов. Некоторые из них могут быть проданы для получения наличных, сказал он.

«Мы можем решить, что некоторые элементы могут быть проданы, превращены в более немедленные наличные для нас — что важно, когда вы проходите период восстановления», — сказал г-н Элоп.

Довольно грустно, что такая компания, как Nokia, стоит не больше, чем ее патенты.