Apple предупреждает: «На данный момент iPhone больше не будет в Пекине и Шанхае», аналитики критикуют задержки запуска в Китае

Вчерашний долгожданный запуск iPhone 4S в Китае быстро обернулся хаосом, когда вышло из-под контроля неприятное столкновение между бандами профессиональных перекупщиков. Пекинские спецназовцы вмешались, чтобы успокоить сотни разгневанных покупателей и обуздать буйные очереди. Как пояснила «The New York Times», перекупщики наняли рабочих-мигрантов, чтобы те стояли в очереди и покупали телефоны. Поскольку Apple заявила, что не откроет магазин, эти люди, которых можно было опознать по одинаковым повязкам на руке или шляпам, разозлились, потому что им не собирались платить.

Представитель Apple выступил с следующим заявлением после инцидента (по данным Reuters):

К сожалению, мы не смогли открыть наш магазин в Саньлитунь из-за большой толпы. И для обеспечения безопасности наших клиентов и сотрудников, iPhone временно не будут доступны в наших розничных магазинах в Пекине и Шанхае.

Вместо этого, как отметила Apple, клиенты могли заказать iPhone 4S в онлайн-магазине Apple или через один из многочисленных розничных магазинов China Unicom, эксклюзивного оператора iPhone в стране. Однако на момент написания этой статьи культовый смартфон был распродан в китайском онлайн-магазине Apple.

Как вы знаете, Apple редко выступает с официальными заявлениями, если это не абсолютно необходимо, поэтому данное заявление свидетельствует о том, насколько запущенной вышла ситуация. Более того, инцидент с бросанием яиц вдохновил забавные комментарии в Twitter. Серьезно, кто покупает новый iPhone с полным карманом яиц? Будем надеяться, что эта ситуация не перерастет в кошмар для PR-службы и не станет темой для очередной анти-рекламы Apple от Samsung.

Тем временем один из аналитиков отметил, что Apple должна извлечь уроки из этого хаоса и рассмотреть возможность одновременного запуска своих продуктов в Китае и США. Еще один невероятный ролик с беспорядками, видео с бросанием яиц и дополнительные подробности представлены после перерыва.

[vodpod id=Video.15951524&w=425&h=350&fv=]

«Это провал», — заявил Шон Рейн, управляющий директор China Market Research Group, в телефонном интервью Bloomberg, добавив, что «Все знают, что будет огромное количество людей, когда Apple проводит такой запуск. Это свидетельствует о очень слабой способности к управлению розничными продажами». Несмотря на то, что большинство компонентов для продуктов Apple поставляются восточноазиатскими производителями — а сами продукты собираются на тайваньских фабриках, где используется дешевая рабочая сила из Китая, — рынок с населением 1,33 миллиарда человек не получает преференций от Apple. Компания обычно задерживает запуск продуктов в Китае на несколько месяцев, в то время как США получают приоритет. Однако Китай уже является одним из самых важных рынков для Apple и крупнейшим рынком ПК в мире. Например, почти каждый шестой доллар выручки Apple в июне 2011 года пришелся на Китай, и аналитики прогнозируют, что продажи Mac в Китае вырастут в четыре раза.

Китай — это «удивительная возможность» для Apple, сказал Тим Кук на конференц-звонке в октябре прошлого года. Проблема Apple заключается в нехватке магазинов на таком огромном рынке. Его пять флагманских магазинов, включая большие филиалы в Гонконге и Шанхае, не в состоянии удовлетворить китайский аппетит к популярным мобильным устройствам и компьютерам компании.

[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=32Wq3_chsVQ]

Николь Пэн, директор по исследованиям аналитической фирмы Canalys, пояснила, что китайцы малотерпеливы в отношении доступности новейших технологий:

(Китайские потребители) хотят получить гаджет как можно скорее, они не хотят ждать. Если бы Apple запускала продукты раньше, потребителям не пришлось бы думать: «Я уже опоздал, мне нужно получить это быстрее».

Она сказала, что потребители в Китае мало знают о доступности продуктов Apple через другие каналы, такие как авторизованные ретейлеры, из-за недостатка коммуникации со стороны Apple. Марк Наткин из пекинской Marbridge Consulting заявил, что онлайн-заказы могут помочь Apple смягчить дефицит и ускорить запуск продуктов в Китае:

Реальность рынка такова, что существует ограниченное предложение продукта. Apple, возможно, стоит рассмотреть другой подход к продажам. Надеемся, что этот инцидент станет для них учебным опытом.

По данным последнего квартального отчета Apple, в Большом Китае имеется 7 000 точек продаж iPhone. Для сравнения, по всему миру насчитывается 120 000 точек продаж iPhone. Apple пообещала открыть как минимум 25 новых магазинов в Китае в течение следующих нескольких лет и 40 магазинов по всему миру в следующем квартале, причем 30 из них — за пределами США.


Флагманский магазин Apple на улице Нанкинской Восточной дороги в Шанхае.

[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=qpWz2dbv7y0]