Самая известная в мире лаборатория промышленного дизайна находится на первом этаже корпоративного кампуса Apple по адресу 1 Infinite Loop в Купертино, Калифорния. Пожалуй, это один из наиболее охраняемых офисов на планете. Даже биографа Стива Джобса, Уолтера Айзексона, большую часть времени просили брать интервью у ведущего дизайнера Apple в других местах. Но однажды в 2010 году Джонатан Айв провел писателя по своему дизайн-бункеру. Он хранит «будущее на следующие три года», — сказал британец Айзексону. Согласно только что вышедшей биографии, это помещение настолько передовое, насколько это вообще возможно.
Никто не проходит мимо охраны без специальных пропусков. В офисе установлены тяжелые замки и тонированные окна. Он отличается металлическим серым декором и оснащен мощными бумбоксами, которые играют техно и джаз для группы дизайнеров, разрабатывающих идеи будущего дизайна. Внутри можно увидеть дорогостоящее оборудование для прототипирования и повсюду различные машины для нанесения краски и создания бесчисленных пенопластовых моделей будущих продуктов.
Джобс часто посещал дизайн-лабораторию Айва, чтобы активно участвовать в процессе проектирования, и его художественные наклонности были решающими для дизайнерского мастерства Apple, сказал Айв:
Во многих других компаниях идеи и великолепный дизайн теряются в процессе. Идеи, исходящие от меня и моей команды, были бы совершенно неактуальными, нигде, если бы Стив не был здесь, чтобы подталкивать нас, работать с нами и вести нас через все сопротивление, чтобы превратить наши идеи в продукты.
Дизайнерский гуру Apple также рассказывает, как они часто были одержимы упаковкой продуктов Apple:
Стив и я много времени уделяем упаковке. Мне нравится процесс распаковки чего-либо. Вы создаете ритуал распаковки, чтобы продукт казался особенным. Упаковка может быть театром, она может создать историю.
Но не все было так радужно. Дизайнер иногда расстраивался из-за своего покойного босса за то, что тот «слишком много приписывал себе заслуг», что плохо сочеталось с интровертным характером Айва и особенно с его тщательным подходом, всегда ставившим усилия своей команды на первое место:
Он будет просматривать мои идеи и говорить: «Это никуда не годится. Это не очень хорошо. Мне нравится вот это». А потом я буду сидеть в зале, и он будет говорить об этом так, будто это его идея. Я маниакально внимателен к тому, откуда берется идея, и даже веду блокноты, полные моих идей. Поэтому больно, когда он приписывает себе один из моих дизайнов.
Со временем Айв научился избегать политики в Apple. Это, отчасти, помогло ему стать одним из самых ценных активов Apple.
Достаточно взглянуть на обширный профиль в BusinessWeek, который описывает руководителя iOS Скотта Форстолла как человека, имевшего напряженные отношения с Джони Айвом и руководителем аппаратного обеспечения Бобом Мэнсфилдом. По словам источников, было настолько плохо, что Мэнсфилд и Айв избегали встреч с Форстоллом, если не присутствовал Тим Кук. Однако даже в этих условиях побеждали лучшие идеи, а не люди – что многое говорит о гаджетах, являющихся хрестоматийными примерами аппаратного обеспечения, работающего в унисон с программным. Стив Джобс и Джонатан Айв также были близкими друзьями. Джобс неоднократно публично называл Айва «одним из моих лучших друзей во всем мире», например, во время представления оригинального iPhone в январе 2007 года или три с половиной года спустя на презентации iPhone 4.
Выступая на частном мероприятии, посвященном жизни Стива Джобса, которое Apple организовала для сотрудников на прошлой неделе, Айв сказал о соучредителе Apple следующее:
Он был моим самым близким и самым преданным другом. Мы работали вместе почти 15 лет — и он до сих пор смеялся над тем, как я произносил «aluminium».
Следующее замечание вызвало смех согласия (Айв спокойно подчеркнул последние три слова):
Я любил то, как внимательно он слушал. Я любил его проницательность, его удивительную чувствительность и его хирургически точное мнение.
Джобс, к сожалению, заплатил бы наивысшую цену за такой фанатичный подход к процессу проектирования, утверждал Айв:
Теперь, хотя, надеюсь, работа казалась неизбежной. Казалась простой и легкой, она действительно стоила дорого. Она стоила дорого всем нам, не так ли? Но знаете что? Ему она стоила больше всего. Он заботился больше всех. Он беспокоился глубже всех. Он постоянно спрашивал: «Достаточно ли это хорошо? Правильно ли это?»
Дизайн-гуру сказал, что они оба наслаждались самим путешествием, а не плодами своего труда:
Несмотря на все свои успехи, все свои достижения, он никогда не предполагал, не считал само собой разумеющимся, что мы достигнем цели в конце концов. И когда идеи не приходили, и когда прототипы терпели неудачу, он с большой решимостью, с верой решил, что в конечном итоге мы создадим нечто великое. Но радость достижения цели. Я любил его энтузиазм. Его простую радость. Часто, думаю, смешанную с неким простым облегчением. Да, мы достигли цели, мы достигли ее в конце концов, и это было хорошо. Вы ведь видите его улыбку, не так ли? Празднование создания чего-то великого для всех. Наслаждение поражением цинизма. Отвержение разума. Отвержение того, что тебе 100 раз говорили: «Ты не можешь этого сделать». Так что его, я думаю, была победой красоты, чистоты. И, как он сказал бы: «За то, что он небезразличен».
Вы можете посмотреть выступление Айва, перейдя к отметке 48:30 в видео «Celebrating Steve», размещенном Apple на своем сайте.
Джони Айв поделился трогательными воспоминаниями о Стиве Джобсе с тысячами сотрудников Apple на частном мероприятии, организованном в корпоративном кампусе Apple.