Проверка реальности: у iPad от Apple нет конкурентов

«Станет ли 2011 год годом подражателей?», — риторически спросил тогдашний генеральный директор Apple на презентации iPad 2 в марте в Сан-Франциско. Действительно, заголовок этой статьи как нельзя более правдив. iPad сейчас отбирает долю рынка у Android, увеличив свою долю с 65,7% до 68,3% в мире, в то время как доля Android снизилась с 34,0% до 26,8%. HP вышла из игры, сняв с производства свой TouchPad, а сегодня стало известно о низких продажах планшета RIM PlayBook.

Apple настолько превосходит конкурентов, что аналитики говорят: компания может не спешить с выпуском iPad третьего поколения. По словам аналитика J.P. Morgan Марка Московица, Apple следует «не торопиться» с iPad 3:

Наше последнее исследование продолжает указывать на то, что никакого подобного устройства в производстве в этом году не запланировано. На наш взгляд, Apple не стоит торопиться. Другие участники рынка планшетов пока спотыкаются, и эта тенденция может сохраниться вплоть до 2012 года.

Он также не впечатлен планшетом Sony, которому «не хватает изысканности и элегантности iPad, а его ободок сзади не удобен для пользователя». А планшет BlackBerry PlayBook от Research In Motion? Он находится в нисходящей спирали и, вероятно, нуждается в «поддержке жизни». Согласно квартальному отчету RIM, за квартал было отгружено всего 200 000 PlayBook, что является ничтожным числом по сравнению с ожиданиями Уолл-стрит в 700 000 единиц. RIM отказалась раскрывать фактические продажи, поскольку они, несомненно, значительно ниже отгруженных. Аналитик Ticonderoga Брайан Уайт комментирует:

Мы считаем, что PlayBook готовится последовать за HP TouchPad как следующая жертва доминирования iPad на рынке планшетов.

Чтобы понять масштабы продаж PlayBook, RIM отгрузила один PlayBook на каждые 46 iPad. Всего 200 000 единиц, и PlayBook может отправиться на технологическое кладбище. Телефоны BlackBerry также теряют позиции из-за «более низких, чем ожидалось, продаж старых моделей». Пятая часть рыночной капитализации RIM была обнулена сегодня в результате низких показателей продаж планшетов и смартфонов. Кстати, глобальная доля рынка RIM сейчас падает до однозначных чисел. Извлек ли урок из этого канадская компания из Ватерлоо, Онтарио?


Многие обозреватели списали PlayBook со счетов, но у RIM есть более серьезные заботы: ее смартфонный бизнес приходит в упадок, а глобальная доля рынка падает до однозначных цифр. Диаграмма предоставлена Asymco.

Едва ли. RIM, со своей стороны, пытается спасти свою подмоченную репутацию, поскольку инвесторы усиливают давление на руководство, которое потратило половину наличных средств RIM за один квартал. По данным Boy Genius Report, со-генеральный директор Джим Балсилли пообещал снижение цен на PlayBook в виде скидок. Он также намекнул, что долгожданное обновление программного обеспечения «скоро выйдет» с функциями, которых не было на момент запуска. Некоторые говорят, что это слишком мало и слишком поздно.

RIM вырыла себе глубокую яму. Дело не только в разнице между отгрузкой и фактической продажей чего-либо или в том, что RIM показывала незавершенный продукт (что она и делала), только чтобы выпустить его через год. Как ни крути, компания почувствовала необходимость выпустить полусырой PlayBook на рынок. Покупатели планшетов, привыкшие к высоким стандартам Apple, не стали бы довольствоваться меньшим, а поклонники Android тоже не повелись на это.

Конечно, лидерство Apple не будет вечным, и конкуренты в конечном итоге сократят разрыв. И они должны это сделать — мы бы не хотели, чтобы Apple перестала внедрять инновации. IDC прогнозирует, что доля Android на мировом рынке планшетов восстановится до 25,9% в праздничном квартале, поскольку производители представят новых конкурентов на базе Android. Мы знаем, что планшет Amazon появится к Рождеству, а проверки производственных цепочек показывают необычное наращивание производства 10,1-дюймовых сенсорных панелей — десять миллионов в месяц — что предполагает нашествие планшетов на Android Honeycomb.

Но Apple тоже не будет стоять на месте, так что будет интересно наблюдать за развитием событий. Одно можно сказать наверняка: мобильное пространство перевернулось с ног на голову, и мы являемся свидетелями того, как гиганты вокруг нас рушатся. А во главе всего этого стоит модная команда из Купертино, Калифорния — маркетинговое агентство, дизайн-студия гаджетов, производитель компьютеров, ставший поставщиком сотовых телефонов (в зависимости от того, кого вы спросите) — которая, вероятно, получит огромное влияние благодаря уникальному пониманию того, чего хотят потребители, со стороны своего соучредителя.