[vodpod id=Video.15326479&w=650&h=425&fv=%26amp%3BembedCode%3DF4dmRyMjroYyiaMe7k-QBoX0YsflwMWr]
Уход Стива Джобса с поста генерального директора Apple вытащил на свет много старых историй. Телевидение Bloomberg, как и в течение последних нескольких дней, совместно взяло интервью у Стива Возняка и Рона Уэйна, двух парней, которые основали Apple вместе со Стивом Джобсом в гараже его родителей – это было 35 лет назад, ребята. Интервью, встроенное выше или доступное на Bloomberg, полно интересных мелочей, например, как Джобс представил Возняка Рону Уэйну как «человека, которому мы могли бы доверять как посреднику, если у нас когда-либо возникнут разногласия».
И поскольку у Рона, по словам Возняка, был «зрелый взрослый менталитет» и четкое понимание того, как управляются компании, он напечатал на пишущей машинке всю юридическую часть их партнерского соглашения, которое «выглядело так, будто его составил юрист».
Однако Рон Уэйн покинул Apple всего через двенадцать дней и продал свою долю, которая сейчас оценивалась бы в $35 миллиардов. Невероятно, но этот парень никогда не жалел о своем решении. Почему? По его собственным словам, Уэйн понял, что он «стоял в тени пары по-настоящему блестящих парней» и что его «уровень креативности никак не мог сравниться с их». Понимая, что он «в конечном итоге занимался бы довольно обыденной работой», Уэйн ушел.
На вопрос о том, насколько Стив Джобс будет вовлечен в свою роль председателя совета директоров, Возняк ответил:
Ну, что он говорит? У меня нет догадок. Он хочет быть председателем совета директоров. Знаете, председатель совета директоров — это не пустяк. Это требует подготовки, времени. Он хочет быть сотрудником. Он как бы чувствует лояльность и связь с Apple, потому что это очень важно для него, и я рад это видеть.
И да, всеобщий любимый гик уверен, что Apple может и будет продолжать создавать волшебные продукты без Джобса у руля. Его рассуждения перекликаются с мнением Джона Грубера из Daring Fireball (и нашим собственным) о том, что величайшим творением Джобса является сама Apple, а не какой-либо продукт Apple:
Одно, что Стив всегда делал, даже начиная со мной и Роном, это когда он находил людей, которые были очень хороши в чем-то, лучше среднего человека, если вы с такими сталкиваетесь, он хотел их нанять. Apple полна невероятных людей, и Стив не покинул бы эту компанию, не чувствуя, что она получила хороший импульс прямо сейчас, чтобы сохранить те способы мышления, которые приводят к великолепным продуктам, которые Стив использовал. Он был примером. Есть много вещей, которые он делает, и люди говорят о том, как он принимал решения, почему его выбор был таким, и эти люди сейчас находятся у руля Apple. В краткосрочной перспективе я бы ожидал, что Apple может снова выдавать хит за хитом, хит за хитом.
Если у вас нет времени смотреть все видео целиком, ознакомьтесь с парой примечательных моментов после перерыва.
Рон Уэйн о том, что привлекло его в двух Стивах:
Стив Джобс изначально был очень динамичным человеком. С ним было весело. Мы довольно много времени проводили вместе в Atari, и когда он сказал, что собирается объединиться со Стивом Возняком для создания компьютерного бизнеса, я ответил, что готов помочь любым способом. Мы провели довольно много времени вместе. У него было небольшое разногласие со Стивом Возняком по какому-то философскому вопросу, и я оказался там в тот момент. У нас состоялся разговор, в ходе которого мне успешно удалось разрешить проблему. В тот момент Стив Джобс был очень впечатлен этой дипломатией и сразу же предложил создать компанию, в которой он и Возняк имели бы по 45%, а я — 10% в качестве философского арбитра на случай любых будущих споров.
Уэйн о том, почему он ушел из Apple через 12 дней:
Я знал, что предприятие будет успешным, хотя никто не мог предвидеть такого успеха, который оно достигло сегодня, но было несколько разных причин. Прежде всего, я сам был разработчиком и дизайнером продуктов, но меня немного пугало то, что я стоял в тени настоящих гениев. Было очевидно, на что способны Стив Возняк и Стив Джобс. Вдобавок к этому, я думаю, у Стива Джобса была идея, основанная на том факте, что я перестроил систему документации для Atari. Он был очень впечатлен этой системой и, конечно, хотел, чтобы она стала частью нового предприятия. Единственная проблема заключалась в том, что я видел себя в будущем, возглавляющим большой офис где-то в глубине компании, перекладывающим бумаги всю оставшуюся жизнь. Это было не совсем то будущее, которое я себе представлял.
Возняк о своей реакции на уход Рона Уэйна:
Стив Джобс рассказал мне об этом, и я был шокирован. Позже в жизни у меня сложилось другое мнение. Я полагал, что это произошло потому, что мы брали детали в кредит, собирали компьютеры без денег и продавали их за наличные, чтобы погасить кредит. Если бы что-то пошло не так в этом плане, у Стива Джобса не было сбережений, денег, друзей или родственников с деньгами, и у меня тоже, так что наш взрослый куратор, Рон, мог бы оказаться в ответе за деньги. Я думал, что это могло его отпугнуть, что он брал на себя большую часть риска, а получал только 10 процентов.
На это Рон Уэйн ответил: «Этот элемент присутствовал, да».
Стив Возняк о ранних днях Apple:
После того как мы основали компанию, это произошло благодаря дружбе, технологиям и нашему общему интересу. Мы прошли проект за проектом, проект за проектом в мои студенческие годы, его школьные и студенческие годы, прежде чем основали Apple. Когда дело дошло до основания Apple, ох, дела шли полным ходом.
Мир был готов к этому продукту. Мы были нужными людьми. Это было у нас в крови. Стив думал о законченных продуктах и о том, что они сделают для людей и человечества, а я просто думал о том, что я могу создать для себя, чтобы использовать и произвести впечатление на всех моих технических друзей и стать супер-инженером… Мы какое-то время работали из дома. У меня была надежная работа в Hewlett-Packard в качестве инженера. Hewlett-Packard отказывала мне в этом проекте пять раз. Стив Джобс был довольно молод, и ему не нужен был доход или деньги, поэтому мы просто выживали — это была своего рода подработка какое-то время. Вы делаете это из дома, вы делаете это из гаража, и никогда не возникало вопроса: «Может, сдадимся, потому что мы еще не зарабатываем денег?» Никогда не возникало.
Стив Возняк о том, считал ли он, что Стив Джобс сможет возродить Apple:
Я чувствовал, что Apple можно возродить, и я был немного скептически настроен относительно того, как Стив справится, когда вернется, но он просто снова и снова доказывал свою состоятельность, и в этом было гораздо больше психологического, маркетингового понимания. Но это была действительно дисциплина управления компанией, умение хранить секреты там, где это необходимо, умение убедиться, что вы не производите кучу ненужного хлама, который не сможете продать, и не теряете деньги. Финансовая дисциплина в компании была великолепной, и Стив говорил об этом. Эти вещи были важны для него. Почти все, о чем он когда-либо говорил за время моего знакомства с ним, касалось его трудовых ценностей. Почти все эти вещи сейчас прекрасно выполняются в Apple.
Рон Уэйн о том, почему он не жалеет о продаже своей доли в компании, которая сейчас оценивается в $35 миллиардов:
По сути, как я уже говорил, у меня было другое представление о себе, о своей будущей работе. Я, по сути, творческий человек, занимающийся разработкой продуктов, и я хотел заниматься большим количеством проектов, которые, честно говоря, я мог бы освоить. Я также осознавал тот факт, что я стоял в тени пары по-настоящему блестящих парней, и уровень моей креативности никак не мог сравниться с их. Как я уже сказал, я в конечном итоге занимался бы довольно обыденной работой.
В этом присутствовал элемент риска, и примерно за год до этого я основал свою собственную корпорацию, которая закончилась довольно неприятно, и я потратил два года, чтобы выпутаться из этого бардака, и здесь был риск, связанный с тем, смогу ли я выжить, если все это рухнет.
Стив Возняк вмешался, сказав следующее:
Рон Уэйн — один из тех людей, которые не оглядываются назад с сожалением. Ваш разум работает хорошо и принимает правильные решения в соответствии с вашим мышлением в данный момент, и это было частью того, что делало его заслуживающим доверия для Стива и меня. Это была своего рода честность. Мне было очень жаль, когда он ушел.
Возняк о том, общался ли он с Джобсом после его ухода в отставку:
Нет, не общался. Я стараюсь не вторгаться в личную жизнь и не беспокоить людей, что странно, потому что я собирался отправить ему электронное письмо буквально вчера, прежде чем услышал новости, в основном о неком аспекте продуктов, который совпадает с его собственной философией продуктов, который у нас был ненадолго в одном продукте Apple и мы его как бы потеряли, и я хотел вернуть его, но не могу вдаваться в подробности.