Apple, где же прокат?

 

AppleTV

 

ОБНОВЛЕНИЕ: Официально

Что ж, теперь кажется очевидным, что Apple не выпустит ничего крупного перед Рождеством. По нашим данным, почти вся линейка Macintosh должна получить обновления на Macworld (подробности скоро). iPodы пока останутся без изменений, а iPhone 2-й версии появится только в мае, чтобы поступить в продажу в Азии.

Остается линейка AppleTV – «хобби» Apple. То, что могло стать крупным продуктом этого Рождества, превращается в провал. Почему? Технология есть. Мы все видели скрытые детали в iTunes, намекающие на прокат фильмов. Все готово к запуску. Инфраструктура также на месте. Люди, скачивающие Purple Violets (>1 ГБ), сообщили, что это заняло меньше 15 минут – гораздо быстрее, чем обычная поездка в Blockbuster, и без необходимости надевать зимнюю одежду или тратить топливо на машину.

Препятствие в том, что студии не уступают. Возможно, опасаясь того, что происходит в музыкальной индустрии, или, возможно, обремененные забастовкой сценаристов, они не заключили сделки по размещению на iTunes, как надеялась Apple. Кроме того, индустрия развлечений на этот раз надеется запустить собственные сервисы проката фильмов – или, по крайней мере, иметь больше игроков, чтобы не давать Apple столько власти, сколько она имеет в музыкальном бизнесе. Телешоу от NBC больше не доступны на iTunes. Неужели другие сети последуют их примеру? Вряд ли, но могут. Стоит ли все это беспокойства? Возможно.

В последние несколько недель руководители студий меняют курс и снова хвалят Apple. Глава Warner, Эдгар Бронфман, недавно был замечен хвалящим линейки iPhone и iPod от Apple. Джон Грубер на Daring Fireball сообщает о признании Дага Морриса в том, что индустрия развлечений понятия не имела (и не имеет) о технологиях. На самом деле, они были настолько глупы, что не могли даже понять, кого нанять, чтобы разобраться в этом. Это предел глупости, и, похоже, это правда. Цитата:

«В музыкальной индустрии нет ни одного специалиста по технологиям», – объясняет Моррис. «Писатели часто ошибаются, думая, что музыкальная индустрия это упустила. Нет, они не упустили. Они просто не знали, что делать. Это как если бы вас внезапно попросили сделать операцию вашей собаке по удалению почки. Что бы вы сделали?»

Лично я бы нанял ветеринара. Но для Морриса даже это не было вариантом. «Мы не знали, кого нанять», – говорит он, становясь более взволнованным. «Я бы не смог отличить хорошего специалиста по технологиям – любой, кто рассказывал бы убедительную, но ложную историю, прошел бы мимо меня.»

Киноиндустрия, возможно, немного умнее (никто не может быть настолько тупым, правда ли? – я имею в виду, они могли бы записаться на курсы в NYU?) и имела больше времени, чтобы наблюдать за развитием событий. Вместо того чтобы сразу отказываться от такой важной части цепочки создания стоимости, они готовы подождать дольше. Но действительно ли это умнее? Людям не нравится ждать технологий, когда существуют лучшие средства – даже если их законность, скажем так, сомнительна.

Пока киностудии ждут проката фильмов через Интернет, все больше людей знакомятся с клиентами BitTorrent – некоторые даже становятся мейнстримом, как Vuze. Они покупают медиацентры с жесткими дисками объемом в несколько терабайт, которые могут вместить тысячи обычных и сотни HD-фильмов. У людей появляется высокоскоростной оптоволоконный интернет, а в ограниченных районах внедряется 100-мегабитный кабель.

Фильмы быстрее попадают на сайты BitTorrent. Большинство фильмов появляются на BitTorrent раньше, чем на полках магазинов проката. Иногда они выходят даже раньше, чем в кинотеатрах. Хотя часто это копии низкого качества, снятые на видеокамеру или для голосования за «Оскар», если подождать достаточно долго, большинство фильмов выходят в DVD-качестве. Некоторые вы можете даже увидеть в HD.

Конечно, у людей есть альтернативы. Они могут пойти в Blockbuster или оформить подписку на Netflix, получая свои фильмы медленнее и дороже. Но при возможности сделать это лучше, все больше людей становятся пиратами. Точно так же, как музыкальная индустрия, когда Napster стал мейнстримом.

Так может быть, киностудии действительно глупее звукозаписывающих компаний? По крайней мере, у звукозаписывающих компаний не было прецедента, которому можно было бы следовать. Apple, конечно, не делает ставку на AppleTV. В конце концов, это всего лишь хобби. Но как долго Apple будет оставлять это устройство на полке, когда могла бы создавать огромные медиацентры с жесткими дисками, вмещающие тысячи фильмов? Возможно, мы узнаем на Macworld.

Окно возможностей закрывается для AppleTV – но, что более важно, оно закрывается для киностудий, которые явно не понимают технологий или их влияния на свой бизнес.